Одухотворение реальности

И.Н.Калинаускас

Для введения в контекст сошлюсь на гурджиевскую классификацию*: человек № 1, 2, 3, …7. Человек № 1 - это человек, у которого доминируют витальные потребности, витальное начало. Человек № 2 - это человек, у которого доминирует эмоциональное начало. И человек № 3 - это человек, у которого доминирует ментальное начало. Путем простых логических заключений вы можете понять - это люди частичные. Частичные в том смысле, что у них три составляющие человека не уравновешены, не сбалансированы.

Витальные люди озабочены здоровьем, питанием, продолжением рода. Эмоциональные люди озабочены дружбой, любовью, милыми и приятными, добрыми отношениями и готовы во имя этого пожертвовать всем остальным. Рациональные люди озабочены добычей знаний, информации, чтобы все было логично, последовательно, организовано, согласовано, и ради этого готовы пожертвовать и эмоциями, и здоровьем. В чем, условно говоря, причина этого?

В очень общем виде можно сказать, что человек, будучи ребенком, какое-то время обладает тотальностью. Любые его мысли, переживания, эмоции захватывают его тотально, и он, пусть бессознательно, но ощущает себя целостно. И это воспоминание о своей тотальности нас всех время от времени беспокоит, когда мы утомляемся от своей раздробленности.

Тотальный человек, человек № 4 по Гурджиеву, Калинаускасу и другим - это человек, у которого в поведении, в реакциях, в мыслях, в действиях не существует разделения на действия витальные, эмоциональные и рациональные. Он тотален. Любое его действие, любая его мысль, любое его переживание есть целостное проявление целого. Соответственно, такой человек качественно отличается от предыдущих модификаций.

Про человека № 5, 6, 7 говорить не будем, потому что это не актуально для нас.

Давайте напомним себе, что нужно сделать для того, чтобы стать человеком № 4. Случайно этого не бывает: либо по Божьей Воле, как говорится, либо в результате работы с собой. Эта работа может проистекать самостоятельно, внутри какой-нибудь традиции, под руководством учителя и т.д. Но без работы, причем иногда очень длительной, человек № 4 не возникает. За исключением, повторяю еще раз, Воли Божьей. То есть существуют отдельные случаи спонтанного приобретения качества тотальности.

И вот эта самая компания, т.е. человек № 1, 2, 3 и затесавшие среди них диверсанты - люди № 4, устроили нам историю человечества. И что же это за история, если смотреть на нее достаточно непредвзято? Человек, будучи существом принципиально отличным от всех других существ, прежде всего способностью к саморефлексии, к самоуправлению, созданию сознательных пауз между возникновением потребности и ее удовлетворением, не мог существовать в рамках данной ему природы. Под словом "природа" имеется в виду не что-то глобально-философское, а конкретно - леса, лужайки, пустыни, озера, моря, реки и т.д.

Все то, к чему нас так часто призывают люди № 1 - "назад к природе, давайте сольемся с природой, в этом наше спасение" и т.д. - свое миллионнолетнее прошлое тело помнит и всячески намекает, что там-то и будет хорошо. Там может быть и будет хорошо, но не человеку, а его телу. И поэтому человечество стало очеловечивать окружающую его реальность, приспосабливая ее под свое совершенно антиприродное существо. В результате возникло то, что называется цивилизацией: на месте девственной природы возникли не менее девственные города, деревни, дороги, стадионы, железные дороги, воздушные лайнеры, морские лайнеры и т.д. и т.п. Вместо созерцания чистой природы в антисанитарных условиях пещер Гималаев и Гиндукуша человек начал творить свои образы, свои фантазии, свою фантастическую реальность. Так появились культура, искусства и все остальное.

Человек, будучи антиприродным существом и не умея принять природные отношения между живыми существами, создал такой слой культуры, который связан с культурой отношений. Возникли различные способы отношений, поиск этих отношений, любовь: трансцендетальная любовь, платоническая любовь, любовь к Родине и т.д. и т.п.

Человек рациональный вооружился научными мозгами и стал расчленять все глубже и глубже эту самую органическую природу, чтобы найти все более и более совершенные орудия труда для превращения этой природы в человеческую.

И как вы понимаете, в зависимости от того, где и в каком сообществе доминировали какие типусы, рождались соответствующие утопии.

Если доминировали типусы № 1, то рождались утопии о том, что можно вернуться назад к природе, нужно только отбросить все заблуждения 40 000-летней истории человечества, и все будет замечательно. И сольемся с кустарниками, зверюшками, комарами, клопами, тиграми, львами и прочей живностью. И припадая к заветному звенящему кедру, настроимся на влияния космоса и высшей силы. Кедру-то это откроется, потому что кедр - это существо законченное, а откроется ли нам - еще непонятно, так как мы существа незаконченные, в подростковом возрасте.

Там, где доминировали типусы № 2, возникали идеи о коммунах, да простят меня присутствующие представители их. Ничего плохого я про это сказать не хочу, я сам в свое время организовывал коммуну, когда мне было лет 16. И эта коммуна просуществовала достаточно долго, учитывая, что это было при советской власти. Коммуны - это эмоционально-чувственные убежища, где человек чувствует себя эмоционально раскрепощенным, в полной безопасности. И вот эти люди создали различные утопии типа "всеобщего братства, всеобщей любви". Главное для этих людей - слиться в едином экстазе и жизнь человечества наладится, и все мы будем счастливы, очень счастливы наконец.

Там и тогда, где преобладали типусы № 3, возникла столь "любимая мною" эпоха Просвещения. "Я мыслю, следовательно, я существую" - произнес Рене Декарт вместе с полной когортой таких же, как он, отмороженных мыслителей. Они говорили, что вся беда человечества в том, что сознание недоразвито, что мы не умеем мыслить, не владеем своей логикой, не управляем своими чувствами, не управляем своим телом. А главное - это управлять, управлять и управлять; организовать и организовывать, структуировать, схематизировать и все более и более изощренным образом. Эти типусы породили утопию о том, что наступят золотые времена, когда человеческий мозг будет аж как компьютер под названием "биокомпьютер". Мы все образуем правильно и главное, - это все осмыслить, разобрать, от-дифференци-и-ровать, от-интегрировать и т.д. И мы все устроим наилучшим образом. Счастье человечества обязательно наступит, но в будущем. В отличие от № 1 и 2, типусы № 3, будучи людьми рациональными, никогда не обещали счастья сразу, здесь и сейчас, потому что никакая логика этого не выдержала бы. Поэтому светлое будущее нас ждет там, за облаками. Ну, не нас, так наших детей, не детей, так внуков, если они еще будут.

Что же оставалось делать в этой компании человекам № 4, которые однажды в результате внутренней работы или озарения, в силу тех или иных обстоятельств поняли, что все это наивный бред еще несостоявшихся людей. Это люди, которые понимали, что человек - это еще подросток. Эти 40 000 лет - это такая копейка по сравнению с вечностью, или, скажем - с историей животного мира. Эти люди понимали, что все утопии, порожденные людьми № 1, 2, 3 - это утопии, которые носят чисто компенсаторный характер.

В чем компенсаторность? Компенсаторность состоит в том, что и для человека № 1, и для человека № 2, и для человека № 3 реальность как таковая (сознательно, подсознательно, сверхсознательно) является противником, соперником, врагом. Ее надо очеловечить. Как говорил один садовник: "Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача". И умер, как вы помните, вследствие того, что полез на грушу набрать клубники, а на голову ему упала тыква.

Итак, люди № 4, понимая бесполезность взывания к разным эмоциям и телесным радостям остальных, потихонечку создали такое не очень оформленное явление, которое можно назвать духовным сообществом. Ибо, будучи людьми цельными, тотальными, при всем развитии своих мозгов, эмоций и пищеварения, они ощущали, что между ними и реальностью возможны духовные отношения. Дух проявляет себя в человеке, только если это уже тотальность, цельность. И они занялись поиском технологий, практик: как же вступить с реальностью в любовно-резонансные отношения, подружиться с ней, и что получится, если это произойдет.

И что же из этого получилось? Из импульса, рожденного духовным сообществом, получилась суета сует и томление духа. Почему? Потому что выяснилось, что духовное отношение с реальностью есть сугубо штучное дело; есть именно то дело, в котором человек обнаруживает себя как уникального и штучного. А как вы сами понимаете, уникальный, штучный и самодостаточный человек к такому понятию, как: "мы все, как один, стройными рядами…" относится, мягко говоря, сдержанно, потому что он знает, что в толпе, даже самой изысканной, одержимость может быть, но устремленность не возникает.

Я еще раз напоминаю, я говорю от себя лично, не претендуя ни на объективность, ни на абсолютную истину. Это мои субъективные убеждения и мои субъективные переживания.

Что же делать? Будучи людьми развитыми, они понимали, что духовное сообщество - это маленькая провинция Касталия, которая у Гессе, на фоне большого и великого Среднего, размножающегося согласно заветам Бога-Отца и застраивающего своей очеловеченной реальностью всю планету. Какое человеческое действие могли совершить эти люди, лишенные амбиций учить человечество уму-разуму, вещать. Они этим и не занимались, они работали. Какую работу они делали? Они искали способы одухотворения реальности. И сейчас тоже ищут и находят. Одухотворение реальности, в отличие от очеловечивания ее, мусора после себя не оставляет в виде всяких кораблей, компьютеров, ракет, городов, книг, библиотек и т.д.

Хотя вы мне возразите, и я с вами соглашусь, что существует такая пограничная свидетельская область, когда материальные носители используются для свидетельствования иных отношений с реальностью. Как говорил Флоренский, икона - это не изображение, икона - это окно, в которое вы можете увидеть этот другой, горний мир. Поэтому я не сторонник говорить о том, что духовность - это высшее, большее, ширшее, лучшее. На сегодняшний день, на мой взгляд, это просто глупо.

Духовность - это другой способ жить: жить вне агрессии (сознательной, бессознательной, подсознательной, социально внушенной) по отношению к реальности. Это, естественно, возможно только начиная с человека № 4. Для целостного человека или для человека, находящегося временно в состоянии целостности, совершенно очевидным является то, что аспекты реальности, которые оказались очеловеченными и являются общепринятыми, отнюдь не являются всем объемом возможного состояния или возможного взаимоотношения с реальностью. Для человека, находящегося в состоянии 4 или уже состоявшегося как цель - тотальность, реальность открывается множеством других аспектов. И это не сидхи, то есть случайное попадание в астрал, ментал, ясновидение, дальневидение, близорукость и прочее. Это такая же естественная часть восприятия и взаимоотношения с реальностью, как для других людей все, что они считают нормальным и естественным.

И вот, благодаря наличию такого разрыва между реальностью, воплощенной усилиями Великого Среднего, очеловеченной частью реальности и не затронутой еще мозгами частью реальности, возможна такая работа, как одухотворение реальности. Потому что только человек тотальный может обладать верой и знает что это такое. Он знает, что истинная вера - это не вера во что-то или кого-то, это вера чему-то или кому-то как свидетелю, проводнику. А в тотальности вера - это такое состояние взаимоотношений между одним человеком как субъектом, и реальностью как субъектом. Ибо вера есть тотальное переживание, она же тотальная мысль, она же тотальное физиологическое чувство. Но, дабы не потерять контакта с человечеством и не впасть в грех гордыни ("ах, мы - Просветленные, а вы - погрязшие…"), духовное сообщество создает эту самую пограничную полосу: полосу убежищ, традиций, источников, свидетельств: то есть того переходного места, через которое каждый желающий может двинуться в сторону целостности. Конечно, если возникнет такое желание: из осознанной и пережитой нецелостности перейти в целостность.

Одухотворенная реальность способна при любовном с ней взаимодействии трансформировать даже наш материальный носитель, все то, что мы считаем своим материальным телом.

Теперь логично попытаться ответить на вопрос: "А как? Зачем? И надо ли?" Во-первых, для того, чтобы знать "как", нужно знать "зачем". А это "зачем", как правило (но правило без исключения, это уже не правило, а догма), возникает только в том случае, если человек не удовлетворен тем описанием самого себя (не мира, потому что мир прекрасен и в этом и есть главный искус - красота мира), которое ему предлагают или которое он сам пытается создать.

Так вот, если он этим описанием себя не доволен, если он не находит момента истины между тем, что ему предлагается и тем, которое он иногда смутно припоминает из детства о своем тотальном пребывании, или в силу влияния импульсов, идущих из-за бугра, как говорил вчера Аркадий Ровнер*, возникает ощущение, что вот это и есть самое прекрасное. Не от горя, не от тяжелых душевных, физических и умственных травм, а если он человек, которому открылась красота мира, но не открылась красота самого себя.

Он ощутил потребность соответствия между самим собой в своем субъективном восприятии и красотой мира. От этого может возникнуть мотивация - вернуться, или, вернее, подняться, возродиться в тотальности (как хорошо назван доклад Г.Широкова "От рождения к Возрождению"). Я думаю, что именно это имел в виду Иисус Христос, когда говорил: "Будьте как дети, но не будьте детьми". Будьте, как дети - будьте тотальными. И тогда - и только тогда - все замечательные слова, которые мы читали и разучивали в разных духовных эзотерических книжках, такие, как "быть здесь и сейчас, выйти из-под власти времени, воссоединиться с вечностью" и прочее, прочее, прочее, обретают плоть, реальность и подробность, как все явленное. Они становятся явленными для человека, который обрел тотальность.

Тогда человеку открывается совершенно бесподобная возможность действовать. Тогда не надо воплощаться в пароходы, строчки и другие важные, долгие и очень мусорные дела. Тогда он выступает вместо Творца, он вступает в содружество, в любовь с реальностью и вместе с ней творит в меру своих возможностей; без "маньки величия" он творит эту воплощенность. Он участвует в воплощении духа. И это чуть-чуть "мы все, у нас порой…" подвигает к одухотворению саму реальность, подготавливает человеческий мир к встрече Взрослого Человека.

Тогда возникнет и будет развиваться человеческая природа в истинном смысле этого слова и человек достигнет такого же совершенства, какого достигли деревья, животные, но в своем, человеческом качестве. Я глубоко убежден, что человеческое - это и есть Бог. А Бог (в различных названиях, на различных языках) - это и есть модель Взрослого Человека. Когда человек более или менее в своем развитии достигнет завершенности, тогда он и будет именно таким. Я в этом глубоко убежден не теоретически, поскольку до встречи с традицией я был человеком № 2: страсти-мордасти, любовь, дружба, всеобщее слияние и прочее. Все это я пережил, поэтому говорю только то, что я пережил.

 * Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека.// Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. Киев: Преса Украiни, 1992, 176 с.