Глава 1.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ ?

Я -- не я, это кто-то иной,
С кем иду и кого я не вижу,
И порой почти различаю,
А порой почти забываю.
Кто смолчит, когда суесловлю,
Кто прощает, когда ненавижу,
Кто ступает, когда отступаюсь
И кто устоит, когда я упаду...

(Хуан Рамон Хименес)


1. Введение.

В каждой профессии есть Мастера и есть дилетанты. Отличаются они по многим признакам, но я приведу лишь один: глубина и емкость понятий, ключевых для данной профессии, в восприятии одного и другого. Так, для студента -- физика уравнение Шредингера может быть набором значков, которые нужно списать со шпаргалки, для специалиста то же уравнение -- удобная модель для решения конкретных задач и получения результатов, а для Мастера за этими символами стоит вся Вселенная, удивительное сплетение узоров из пульсирующих волновых функций...

Если человек, например, научился двум -- трем аккордам на гитаре, то он обычно понимает, что до Мастерства еще далеко. Но есть профессии, в которых сейчас появилось очень много "Мастеров". К таким профессиям относится самопознание, Не наука о человеке, не психология или философия, а знание себя самого. То, о чем в книгах не прочитать, а можно получить только прямой опыт. Для переживания такого опыта требуются специальные условия, опытные проводники и непрерывная, длящаяся годы и десятилетия практика. Условия эти необходимы для того, чтобы избежать разного рода самообманов, которые в изобилии встречаются на пути самоисследования.

До недавнего времени у большинства людей не было возможностей совершенствоваться в познании себя: сколько нибудь серьезная работа в этом направлении велась в немногих, тщательно оберегаемых (прежде всего, от профанаций) Традициях. Сейчас появилась возможность свободно пользоваться некоторыми результатами работы таких Традиций. И вместе с этой свободой и кажущимся расширением горизонтов появился поток спекуляций, резко увеличилось число "Мастеров". При этом обычно забывается, что любое эзотерическое знание не может быть получено в результате обучения в обычном смысле этого слова (неважно трехдневного или трехгодичного), не может быть заменено прочтением книг или выполнением тех или иных упражнений, оно приобретается в процессе жизни в Традиции и непрерывной внутренней работы.

Едва ли не самым разрушительным для эзотерического знания стало, пожалуй, "затаскивание" многих ключевых понятий. Некоторые слова, изначально богатые содержанием и несущие колоссальную смысловую нагрузку, начинают восприниматься предельно поверхностно. Такие фундаментальные понятия, как Просветление, Целостность, Осознание, Принятие и другие прочно вошли в быт самой широкой публики, в язык массовой культуры, от психологов и психотерапевтов, до людей, прошедших одну -- две дыхательных сессии или прочитавших томик Кастанеды. Само по себе это совсем неплохо, но, к сожалению, вместе с тем, как эти понятия вошли в язык массовой культуры, они потеряли свой сокровенный смысл и полноту. И теперь, когда настоящий Мастер рассказывает о специфике своей работы, оказывается, что то, о чем он говорит, всем уже давно "известно" и не несет "ничего нового":

--- "А, осознание? Как же, знаю! Недавно я прошел трехдневный семинар по чувственному сознаванию и теперь почти полностью осознаю себя..."

Сложившаяся ситуация, желание быть понятыми на самом деле глубоко, и послужили поводом для написания этой главы, Далее следует попытка перевести индивидуальный опыт работы в эзотерической Школе в упрощенную модель -- описание лишь нескольких аспектов такого сложнейшего понятия, как Осознание.

Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать словами всю полноту и цельность этого понятия, поэтому желательно все нижеследующее рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания.

Мы постараемся показать, что смыслы, вкладываемые в слово Осознание в быту и даже в психологии или психотерапии, являются очень небольшим подмножеством в множестве смыслов эзотерического знания.

2. Пространства организма человека.

Процесс восприятия в классической психологии описывается, как "целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [Психология. Словарь. 1990.] Хочется подчеркнуть, что процесс восприятия включает в себя не простое суммирование раздражителей, а имеет несколько качественных уровней: так, какой-то набор движений, образов, звуков и ощущений может восприниматься, как перемещение с места на место; другой набор образов, звуков и ощущений будет восприниматься, как некая эмоция; третий -- как событие; четвертый -- как переломный момент в судьбе и т.д.

Восприятие непрерывно, и невозможно выделить четкие грани между различными качественными его уровнями. Переходы из одного качества в другое очень размыты и динамичны. Тем не менее, можно выделить ряд уровней на каждом из которых мир воспринимается в определенном качестве. Для того чтобы проявить в организме человека структуры, отвечающие за восприятие того или иного качества мира, разложим все пространство восприятия по некоторому базису подпространств (далее будем называть их просто пространствами). Такое разложение должно удовлетворять двум требованиям: во-первых, быть полным (чтобы из него нельзя было ничего убавить или добавить -- математики называют это разложением по ортогональному базису); во-вторых, такое разложение должно быть удобным не только для объяснения, но и для использования в практике.

Еще раз отметим, что разделение -- просто выбор системы координат. Она может быть любой, лишь бы ей было удобно пользоваться. Ее можно повернуть, сместить, сдвинуть -- сам объект при этом не изменится (изменится только его описание). Поэтому и воспринимать любые деления и классификации можно, как удобные для какого-либо приложения схемы, не отражающие всей полноты и цельности человека, которая словесно не описуема, а постижению которой и служит эзотерическая практика.

Пространства организма человека мы назовем следующим образом :

1. Физическое Пространство.

Трехмерное физическое Пространство, заполненное органами и тканями; основные объекты, воспринимаемые в этом Пространстве: форма, размеры, структура, состав и функции.

2. Пространство Сил.

Пространство уже более абстрактное и субъективное, заполненное всевозможными ощущениями. Количество координат, описывающих это Пространство, увеличивается, за счет появления ряда модальностей, через которые воспринимаются различные силы: гравитация (тяжесть-легкость), давление (сжатие-расширение), температура (тепло-холод) и др. В этом Пространстве отчетливо проявляются резонансы с глобальными структурами биосферы Земли, со стихиями (земли, воды, огня, воздуха).

3. Пространство Отражений.

Название этого Пространства связано с тем, что оно является своеобразным зеркалом, отражающим всевозможные взаимоотношения мира внешнего и внутреннего и связи между Пространствами более конкретными (физическим и Пространством Сил) и более абстрактными (см. далее).

В этом Пространстве воспринимаются эмоции, чувства, страсти, настроения, оттенки отношений к различным объектам внутреннего и внешнего мира.

4. Пространство Имен.

Семантическое Пространство, место, где объектам внутреннего и внешнего мира присваиваются Имена, названия. Мир, воспринимаемый через слова, предложения, символы, образы и различные их конструкции, составляющиеся в процессе интеллектуальной деятельности; моделирование ментальной картины мира, всевозможные описания и т.п.

5. Пространство Событий.

Пространство, содержащее все возможные события, в котором человек своей жизнью (своим восприятием) "проявляет" определенные траектории -- событийные ряды. В каждой точке Пространства Событий переплетаются событийные ряды очень многих людей (по существу -- всех) и каждый выбор траектории в этом Пространстве -- поступок, ведущий к большим или меньшим изменениям в событийных Пространствах (и в других пространствах тоже) большего или меньшего числа людей, что описывается существенно нелинейными законами.

6. Пространство Эволюции.

Пространство, содержащее приоритеты, согласно которым человек и совершает выборы -- поступки. В очень грубом приближении можно сказать, что в Пространстве Эволюции содержится информация о жизненном Сценарии человека, основных его сюжетных линиях, описываемых через своеобразную систему координат -- ценностей, приоритетов, установок.

Сценарии жизни различных людей, семей, народов, удивительно взаимосвязаны, взаимодополнительны, переплетены, так что нелинейность любых процессов в этом Пространстве выражена еще в большей степени, чем в предыдущем.

7. Пространство Начала.

Пространство, в котором заложен самый глубинный индивидуальный смысл бытия. Это Пространство, где воспринимаются идеалы, через которые реализуется Предназначение каждого человека.

Хочется еще раз подчеркнуть, что сами слова эти -- смыслы, идеалы, Предназначение -- лишь отдаленные намеки на то, что реально имеет место в этом Пространстве и во всей полноте доступно только непосредственному опыту -- переживанию.

 

По мере описания Пространств, от физического до Пространства Начала, неявно подразумевалось, что происходит увеличение размерности каждого следующего Пространства. Это означает увеличение числа независимых ортогональных координат, дающих полное описание Пространства.

Читатель, знакомый с литературой по оккультизму, уже, вероятно, установил аналогию между нашими Пространствами и известным делением человека на 7-мь тел: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное и атманическое. Однако, в данном подходе имеет место отнюдь не простое переименование оккультных феноменов:

Во-первых, предложенный здесь язык и модель -- язык и модель самостоятельной и самодостаточной Традиции.

Во-вторых, аналогия весьма поверхностна: оккультное описание дифференцирует организм человека и для него характерен персонифицированный подход.(При чтении оккультных книг часто создается впечатление о "тонких телах", как о неких отдельных сущностях; при таком описании у неискушенного читателя может даже возникнуть мнение о "тонких телах", как о матрешке, все части которой живут в одном Пространстве, только их трудно "пощупать"); мы же хотим подчеркнуть, что в приведенном выше описании Пространства -- это схемы восприятия, отражающие некие качественные уровни по сложности и многомерности процесса регистрации и интерпретации сигналов, выделяемых человеком из мира.

Само название Пространства представляется более удобным и позволяет избежать персонифицированного подхода, заслоняющего обилием образов и сущностей Единое, которое по сути своей неделимо. Любое деление Единого -- условность. Выбор именно такого базиса, который приведен выше, продиктован соображениями удобства для конкретных практик и особенностями восприятия (в частности, деление на знаменитые числа -- 3, 7, 9).

Существует и ряд более глубоких отличий приведенного выше подхода и оккультного, которые проявляются прежде всего там, где начинается практика. Однако, в данной статье предполагаются другие акценты и фокусировать внимание на отличиях между "телами" и Пространствами, по-видимому, нецелесообразно.

 

3. "Геометрия" восприятия.

Выделим несколько условных уровней "проявленности" сигналов от раздражителей в восприятии человека. Удобной для этих целей может быть "геометрическая" модель (точка, линия, плоскость, объем).

Для того, чтобы у читателя не возникло однозначной ассоциации геометрической модели с физическим Пространством, мы приведем параллельное описание ее как в пространственном, так и в частотном представлении (соответственно пункты а) и б)).

1. Точечное восприятие.

а) Одномоментно воспринимается, как моносигнал, некоторая изолированная локализованная область Пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей Пространства.

б) Выделение одной частоты, одной вибрации во всем бесконечном диапазоне того или иного Пространства.

2. Линейное (Лучевое) восприятие.

а) Установление лучевой связи Пространственных объектов. (Например, связывание нескольких точек, воспринимаемых в одной модальности).

б) Выделение резонансных частот (созвучие) во всем диапазоне Пространства.

3. Плоскостное восприятие.

(Восприятие подобия по определенному качеству).

а) Плоскостная, послойная, "продольная" и "поперечная" связи внутри Пространства, выделяющие некоторые области с общим качеством. Относительно изолированное восприятие с возможностью реализации "двумерного" взаимодействия.

б) Выделение частот по общему признаку (гамма, тональность).

4. Объемное восприятие.

4.1. Полусфера.

а) Объемное восприятие комплекса Пространственных объектов с организацией их целостного взаимодействия, функционирования и реакций.

б) Выделение любой области частотного диапазона.

4.2. Сфера.

а) Объемное, целостное восприятие Всего во Всем. Единство и адекватность всего комплекса внутренних и внешних реакций.

б) Восприятие и управление всем диапазоном частот.

Далее, ввиду сложности понятий Полусфера и Сфера будет использоваться обобщенное понятие "Объемное восприятие".

4. Уточнение основных определений.

Для избежания путаницы в определениях, целесообразно отделить те процессы, которые далее будут называться собственно Осознанием, от процессов, которые таковыми не являются, но часто ошибочно (в бытовом языке или даже профессионалами) принимаются за Осознание.

1. Замечание.

Имеется в виду различные процессы непроизвольного перемещения внимания, вызванные теми или иными внешними или внутренними раздражителями. Процессы перемещения фокуса внимания, проявления в сознании тех сигналов среды, сила которых существенно превышает некий пороговый уровень (больной зуб, навязчивая мысль, потрясшее событие и др.)

2. Понимание.

Построение ментальных конструкций, объясняющих то или иное явление в каком-либо Пространстве организма или взаимосвязь различных Пространств. Такое объяснение не обеспечивает владения самим явлением. Конструкции из пространства Имен далее не будет считаться Осознанием, если они не имеют "власти" над явлением, которое данные конструкции объясняют.

3. Наблюдение.

Этот процесс уже можно было бы назвать пред-0сознанием. Сюда относится область уже произвольного, намеренного внимания. При этом внимание хаотически блуждает, реагируя на каждый раздражитель. Наиболее явно эта ситуация отражена в известном упражнении "сейчас я осознаю -- замечаю... (движение пальцев, некое чувство, мысль...)". Здесь присутствует попытка разотождествления с объектом наблюдения, однако, полное разотождествление и, соответственно, Осознание -- редкий результат простого наблюдения (оно -- необходимый, но не достаточный компонент Осознания), поэтому наблюдение не будет далее считаться Осознанием.

4. Осознание.

Процессы 1.-3. связаны с произвольным или непроизвольным вниманием; Осознание отличается от обычного внимания намеренным владением любым объектом из осознаваемого диапазона. Под владением здесь подразумеваются две вещи:

а) Способность достаточно долго сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона, либо на всем диапазоне в целом;

б) Способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона, т.е. совершать намеренное действие.

Введем еще два понятия: инсайт и экран.

Инсайт: замечание диапазонов сознания, ранее недоступных для внимания. Масштабы инсайта могут быть любыми -- от внезапного замечания мышечного зажима, до глобальных переживаний отождествления со Вселенной. Инсайт происходит внезапно и может быть лишь косвенно катализирован наркотиком, Грофовской сессией, сеансом психотерапии, комплексом психофизических упражнений и т.п.

Экран: возможность в нужный момент воспроизводить нужное переживание в необходимом объеме.

Согласно определению Осознания, как владения любым объектом из некоторого диапазона, который и считается доступной для Осознания областью, только понятие экран соответствует этому определению; инсайт может превратиться в Осознание, став экраном, а может и не превратиться. Далее, говоря об Осознании, мы будем иметь в виду именно экран.

Теперь мы имеем все, что необходимо для построения картографии Осознания: разложение организма по Пространствам, геометрия восприятия и понятие экрана.

5.Картография Осознания.

Начиная этот параграф, отметим, что в наши планы не входит составление полной и подробной картографии. Целью статьи является подчеркивание глубины и многомерности понятия Осознания и, в какой-то мере, защита этого понятия от слишком вольных и упрощенных трактовок, которые наполнили страницы некоторых психологических и околоэзотерических книг и бытовой язык. Исходя из вышесказанного, мы хотели бы заранее попросить прощения у читателя за некоторую отрывочность, неконкретность определений и отсутствие подробных пояснений.

1. Осознание в физическом Пространстве.

1.1.Точечное Осознание (ноль-мерный экран) в физическом Пространстве.

Возможность намеренного сосредоточения на какой-либо локализованной части физического тела, выделение ее вниманием, независимо от того, был ли непроизвольный сигнал от этой области тела сильнее или слабее сигналов от других областей в момент, предшествующий началу Осознания.

В качестве локализованных областей -- "точек", могут выступать отдельные мышцы и мышечные группы -- Осознание их подразумевает управление (например сжатие и полное расслабление). "Точками" могут быть отдельные физиологические функции, такие, как дыхание, пищеварение, выделение, а Осознание их -- способность физически стимулировать и тормозить эти функции.

1.2. Лучевое Осознание (одномерный экран) в физическом Пространстве.

Связывание различных областей физического тела в линию (не обязательно прямую). Характерным примером может явиться Осознание позвоночника. Человек, осознающий свои позвоночник, способен не только удерживать длительную концентрацию на нем, но, используя все степени свободы, совершать самые разнообразные движения позвоночником, намеренно сдвигая во всех возможных плоскостях если не отдельные позвонки, то хотя бы отдельные области позвоночника.

Этот уровень Осознания доступен для объективной проверки, в качестве которой можно использовать Шепардовскую гимнастику, выполнить которую неподготовленный человек, не осознающий свой позвоночник, не сможет.

Уровня лучевого Осознания физического тела могут достигать профессионалы, чья работа связана с необходимостью серьезного владения своим телом: акробаты, мимы, гимнасты, каскадеры и др. Это очень высокий уровень профессионализма. Можно привести примеры на лучевое Осознание, связанные с последовательным изменением ряда физиологических функций, сказывающимся на адаптации тела в стрессовой для него ситуации (например изменение восприятия банных процедур, через владение функционированием сердечно-сосудистой системы и потоотделением, владение перистальтикой кишечника и т.п.).

1.3. Плоскостное Осознание (двумерный экран) в физическом Пространстве.

В физическом теле условно можно выделить ряд плоскостей. Все точки каждой плоскости объединены по какому-либо общему качеству, например по однородности тканей. Примером может служить плоскость костной ткани (весь скелет), плоскость мышечной ткани, кожный покров, кровеносная система и другие системы физического тела.

Если человек претендует на Осознание своего тела на уровне какой-то плоскости, это подразумевает владение каждой точкой на этой плоскости. Например, в таком случае возможно единовременное (или последовательное) изменение качества всей плоскости: подвижность всего скелета, реактивность всех мышц, общий физический тонус, а также точная диагностика состояния любой области в плоскости.

Еще одно проявление этого уровня -- контроль над работой органов и систем, (доступный, например, продвинутым хатха-йогам.)

1.4. Объемное Осознание (Полусферический и Сферический экраны) в физическом Пространстве.

Одномоментное сосредоточение внутри всего тела. Люди, осознающие себя на этом уровне, могут показывать чудеса владения телом, завязываясь в узлы, пролезая в узкие отверстия и демонстрируя иные возможности саморегуляции. Такой человек обладает "умным" телом и имеет почти неограниченный диапазон физического существования.

Помимо Осознания пространства внутри тела, Полусферический и Сферический экран характеризуется Осознанием пространства вокруг тела ( в предельном случае -- всего физического мира). Следствия этого будет являться идеальная "вписанность" в физический мир тела человека, удерживающего концентрацию на экране. Движения и действия его могут быть чрезвычайно сложными или очень простыми и всегда они будут физически наиболее адекватными и гармоничными.

2. Осознание в Пространстве Сил.

2.1. Точечное Осознание в Пространстве Сил.

Точкой в Пространстве Сил является локализованная область на оси любой модальности: температуры (субъективно воспринимаемой через ощущения тепла -- холода), давления (ощущения сжатия-расширения), гравитации (ощущения тяжести-легкости) и др. При этом владение точкой означает не только умение определить, что тело (или какая-то его часть) нагрелось до определенной степени, но и умение намеренно вызвать эту температуру (тяжесть, расширение, вибрацию, и т.п.), реально изменив качество восприятия.

Не следует путать точку в Пространстве Сил и точку в физическом теле: человек, осознающий точку, например, по модальности тепла, может осознавать ее в любой геометрии физического тела, будь это точка (один палец), луч (позвоночник) или объем (все тело). Осознавание некоторого температурного диапазона в масштабе всей физической Вселенной будет все равно точкой в Пространстве Сил.

Отсюда виден смысл понятия "вложенности" физического Пространства в Пространство Сил и увеличение размерности Пространств, о котором шла речь в п.2.

2.2. Лучевое Осознание в Пространстве Сил.

Это уже владение всей шкалой той или иной модальности (температурной, гравитационной, давлением и др.) в доступном для человека диапазоне.

Возьмем для примера температуру. Человек, осознающий ее на уровне луча, способен, во -- первых, тонко дифференцировать разницу температур в очень широком диапазоне ( на уровне точки дифференциации еще нет, а есть достаточно большая область температур, которую человек воспринимает как "тепло", "горячо", "холодно"; а на уровне линии появляются тонкие переходы, оттенки, нюансы). Во-вторых, появляется возможность перемещаться в любую область значений доступных температур.

Опять же линией в Пространстве Сил человек может заполнить любую область физического тела (от точки до объема).

2.3. Плоскостное Осознание в Пространстве Сил.

Управление одной модальностью, как таковой: есть -- нет (в восприятии), больше-меньше, завишу-не завишу. Владение переживанием стихий (земли, воды, огня, воздуха), которое подразумевает свободное отождествление с ними (человек -- рыба, человек -- птица и т.п.).

"Чудеса", показываемые многими факирами, Мастерами Цигун и др. часто относятся именно к этому уровню Осознания в Пространстве Сил.

2.4. Объемное Осознание в Пространстве Сил.

Восприятие Мира, как энергии -- узора, сотканного из сил и их комбинаций. Владение этими силами в себе и "вне себя". Одно из внешних проявлений этого уровня -- абсолютное владение здоровьем (человек, если это необходимо, может буквально превращаться то в юношу, то в дряхлого старца).

3. Осознание в Пространстве Отражений.

Для определения геометрии в Пространстве Отражений, введем в нем систему координат -- условную модель, которая была бы удобна для практики. Координатные оси должны задавать определенное качество эмоций так, что любая эмоция может быть представлена, как совокупность таких качеств, взятых в определенной пропорции. Как пример такой системы координат, можно привести модель Вундта с тремя координатными осями, отражающими качества: возбуждение--торможение, напряжение--разрешение, удовольствие--неудовольствие.

3.1. Точечное Осознание в Пространстве Отражений.

Точка в Пространстве Отражений представляет собой определенную эмоцию. Ее Осознание подразумевает не только понимание человеком, что он испытывает эмоцию и не только отстраненное наблюдение за ней, а и возможность в нужный момент вызвать ее, пережить или убрать.

При владении многими модальностями в Пространстве Сил и при высоком уровне Осознания физического тела, для человека открывается чрезвычайно широкий спектр возможностей для переживания и Осознания каждой эмоции. Так, на уровне трех точек (точка в Пространстве Отражений, точка в Пространстве Сил и точка в физическом Пространстве) человек может, например, осознавать чувство радости через некоторое расширение и легкость в груди; если же он владеет несколькими линиями в Пространстве Сил и хорошо осознает все физическое Пространство, то ту же радость он может испытывать огромным множеством способов, через все возможные комбинации любой степени расширения и легкости в любой точке тела, в любой линии, во всех плоскостях и, наконец, во всем объеме тела и за его пределами. Даже одно чувство может стать объектом для удивительных путешествий сознания. (Если, забегая вперед, добавить сюда образный ряд из Пространства Имен, то открывающаяся возможность для путешествий по этим внутренним Пространствам практически неисчерпаема.)

3.2. Лучевое Осознание в Пространстве Отражений.

В той же системе координат можно выделить линию, соединяющую две точки, например, полярные эмоции: радость и печаль и т.п. Осознание этой линии означает, что человек способен тонко дифференцировать малейшие оттенки на этой линии и может свободно перемещаться из одного полюса в другой с возможностью задержаться в любом промежуточном положении.

Способность удерживать линейный экран в Пространстве Отражений в большей или меньшей степени развита у Мастеров сцены, выдающихся артистов. Эта способность раскрывается на сцене, где зрительный зал помогает актеру мобилизовать потенциал, что дает возможность для Осознания эмоции. В обычной жизни актер может и не владеть эмоциями в той же степени, что и на сцене -- не хватает сил для удержания концентрации.

3.3. Плоскостное Осознание в Пространстве Отражений.

Возможность вызывать у себя, переживать и убирать, трансформируя в другое качество, широкий спектр разнообразных эмоций и состояний определенного качества(например, на определенном уровне возбуждения перемещаться в любых направлениях по двум другим осям).

3.4. Объемное Осознание в Пространстве Отражений.

Свободное попадание в любой оттенок любой эмоции с любой интенсивностью. Мир воспринимается через такой экран, как калейдоскоп чувств, тончайший узор чувственных отношений ко всему, что есть. Все это присутствует одномоментно; в одно и то же время человек предельно отстранен от этого калейдоскопа и присутствует в каждой его точке, максимально глубоко ее переживая.

4. Осознание в Пространстве Имен.

Для того, чтобы задать геометрию в Пространстве Имен, также воспользуемся координатной системой. Такая система координат должна удовлетворять условию полноты (т.е. учитывать все возможные оси -- направления в Пространстве Имен) и уже упоминавшемуся выше условию ортогональности. Описание системы координат и ее строгое обоснование потребует отдельной статьи, здесь мы лишь ограничимся упоминанием о том, что подобные системы существуют (базируются они не на схоластических рассуждениях, а на исследованиях -- переживаниях) и являются, как и все системы координат, моделью, не претендующей на единственность. Осью в такой системе является определенное качество мысли (или образа).

4.1. Точечное Осознание в Пространстве Имен.

Точка в Пространстве Имен -- отдельная мысль или образ. Осознанием точки будет являться ее тотальное переживание, требующее большой концентрации внимания и несущее возможность как полного отождествления, так и полного разотождествления с объектом переживания -- мыслью или образом. Осознание отдельной мысли или образа отличается от наблюдения за ними или возможности думать о том или об этом. Отождествление с мыслью означает становление ею настолько, что, скажем переименование какого-то объекта из внешнего мира изменяет сам этот объект (его восприятие).

4.2. Лучевое Осознание в Пространстве Имен.

Переживание каждой точки какого-либо мысленного или образного ряда, соединение точек в "направление мышления". Устойчивая концентрация на объекте думания. Умопостижение темы "вглубь" и "вширь".

"Убийственная" логика: возможность доказать нечто, что реализуется, воплощается в Мире именно в результате доказательства, -- например, появление физического закона в результате доказательства "недоказуемой" теоремы.

4.3. Плоскостное Осознание Пространстве Имен.

Произвольное отождествление с каким-либо описанием мира и любым аспектом такого описания. Важно отметить, что это не простое понимание модели Мира, а переживание ее целиком и в каждой ее части, как реальности; переживание подразумевающее возможность вносить изменения в эту реальность.

4.4. Объемное Осознание в Пространстве Имен.

Осознание всего объема -- Сферы в Пространстве Имен, представляет из себя одномоментное переживание всех возможных описаний Мира и выход за их пределы -- восприятие Мира непосредственно, без описания его.

Возможность извлечения и воплощения с помощью интеллекта принципиально новой, не проявленной ранее информации; ментально-образное отождествление -- разотождествление с любой информацией предыдущих Пространств и изменение через такую связь состояний и процессов (внешних и внутренних) в физическом, энергетическом, эмоциональном и ментальном восприятии.

Умопостижение (как тотальное переживание) единства Мира и Человека.

5. Осознание в Пространстве Событий.

Как уже отмечалось выше, процесс восприятия осуществляется с помощью разнообразных рецепторов. Каждый рецептор реагирует на особый вид сигналов от различных раздражителей. Но Мир мы воспринимаем не просто, как сумму разнородных сигналов: зрительных, слуховых, осязательных, кинестетических и др. Комбинации этих сигналов могут быть произвольными и могут создавать в нашем внутреннем опыте бесчисленные варианты переживания Мира. Из всех этих возможных вариантов обычный человек "выбирает" то, что называется "согласованной реальностью". На уровне физического Пространства "согласованная реальность" примерно одинакова для большинства людей: комбинации сигналов от разных раздражителей складываются в достаточно устойчивые гештальты. В следующих Пространствах комбинации сигналов становятся все более сложными и индивидуальными. Предложенная выше классификация Пространств связана с тем, что переход от одного Пространства к другому отражает качественный скачок в сложности комбинации сигналов, их взаимосвязях и все более тонкой степени организации.

Так, некая комбинация звуков или линий может просто оставаться хаотической комбинацией, воспринимаемой на уровне Пространства Сил, а может стать мыслью или образом и восприниматься уже в Пространстве Имен. Точно также какая-то комбинация ощущений, движений, звуков, образов, мыслей, эмоций может так и остаться смесью этих факторов и восприниматься на соответствующих уровнях, а может превратиться в структуру совершенно нового качества -- событие. (Процесс качественного превращения можно сравнить с детской игрой в кубики, где какое-то сочетание кубиков вдруг дает нечто новое -- картинку со смыслом). Обычно события с человеком происходят непроизвольно, независимо от его намерения и он может только констатировать факт, понимать, с чем событие связано или отстраненно его наблюдать. Осознание же события происходит тогда, когда человек способен намеренно "сложить" событие (как картинку из кубиков) или наоборот "разобрать" его, т.е. создать или отменить. Можно сказать, что осознающий события человек, проявляет их своим намерением во внутреннем или во внешнем мире.

Геометрия Пространства Событий тоже может быть выбрана с учетом удобства, система координат должна удовлетворять условию полноты, а координатные оси должны указывать в направлении некоторых ортогональных качеств событий и событийных рядов.

То, как происходит переживание события, принципиально невозможно описать словесно (в Пространстве Имен не хватает размерности для адекватной передачи опыта вышележащих Пространств), поэтому далее в картографии будут приведены только следствия факта Осознания, т.е. то, к чему оно может привести. Некоторые фрагменты картографии далее будут намеренно пропущены.

5.1. Точечное Осознание в Пространстве Событий.

Следствием точечного Осознания в Пространстве Событий будет появление возможности намеренно воспроизвести некоторое событие или наоборот, не дать ему свершиться. Если человек осознает всего одну или несколько точек -- событийных качеств, то все события других качеств из неосознаваемой области этого Пространства, так и останутся неуправляемыми и будут случаться (или не случаться) без его намерения. На этом уровне человек может осознавать и много точек, но пока какая-либо связь между ними отсутствует.

5.2. Линейное Осознание в Пространстве Событий.

Увязывание событий по смысловому, содержательному параметру. Владение определенным спектром событий, дифференциация оттенков, возможность выбора от одного (крайнего по соответствующей шкале) качества события до противоположного, включая все точки между ними.

5.3. Плоскостное Осознание в Пространстве Событий.

5.4. Объемное Осознание в Пространстве Событий.

Для человека, осознающего все Пространство Событий, доступно любое возможное событие, которое он может в случае необходимости пережить или трансформировать в другое качество. Это одна из граней того, что Карлос Кастанеда называл безупречностью и неуязвимостью воина.

Можно сказать еще, что вся жизнь человека, осознающего это Пространство, представляет из себя одно, непрерывно длящееся Событие.

6. Осознание в Пространстве Эволюции.

Прежде чем переходить к картографии Осознания в Пространстве Эволюции, целесообразно сделать еще один шаг к подробному описанию природы восприятия. Почему один набор ощущений и других факторов так и остается ощущениями, а другой набор становится эмоцией; почему один набор линий и звуков становится мыслью, а другой нет; почему один набор действий, мыслей, эмоций становится событием. а другой не становится? Для ответа на этот вопрос приведем следующую модель (не претендующую на единственность): в каждом Пространстве существует набор неких пустых Форм, непроявленных до тех пор, пока они не заполнятся подходящим содержанием. Эти Формы (их можно еще назвать Архетипами) готовы зажить, "завибрировать", проявиться только при соответствующих обстоятельствах, т.е. тогда, когда появится содержимое, "вписывающееся" в каждую такую Форму. Такое соединение Содержания и Формы дает нашему восприятию предметы в физическом Пространстве, "собранные" из набора рецепторных раздражителей; энергетические ощущения в Пространстве Сил; эмоции в Пространстве Отражений, "собранные" из набора ощущений; мысли и образы в Пространстве Имен, "собранные" из линий, звуков, ощущений; события в Пространстве Событий, "собранные" из действий, мыслей, эмоций и т.д.

Очень условно и приблизительно можно сказать, что пустые Формы, (Архетипы), создаются в каждом Пространстве у человека под действием нескольких "сил", среди которых и биологические индивидуальные особенности человека, и Архетипы-Формы, передаваемые через обучение и воспитание социумом из своего набора Архетипов, и влияние вышележащего Пространства, которое структурирует Формы данного Пространства и задает приоритеты в их значимости для человека. Мы не будем подробно освещать эту тему в данной статье, отметим лишь, что очень близкую модель восприятия (на своем специальном языке) развивает Дж.Гибсон в экологической теории зрительного восприятия [Гибсон Дж. "Экологический подход к зрительному восприятию". М.1980г.].

Итак, переходя к Пространству Эволюции, можно сказать, что в нем у человека содержатся некие Формы, которые проявляются и актуализируются через определенные сочетания событий, мыслей, эмоций, действий и т.п. и, с другой стороны, эти Формы сами и определяют тот спектр событий и т.п., который с данным человеком случается. Архетипы Пространства Эволюции, т.е. те приоритеты, которые определяют сюжеты жизненных ситуаций, сценарий жизни, мы будем далее условно называть ценностями. Переживание ценности -- очень сложное состояние и у обычного человека на уровне инсайта (не говоря уже об экране) происходит чрезвычайно редко или вообще не происходит. У людей, склонных к трезвому самоанализу, конечно же, есть некое понимание о том, с чем связаны те или иные ситуации в их жизни и чем продиктованы некоторые их поступки, но это понимание еще очень далеко от Осознания. (Кстати, даже для понимания некоторых аспектов отдельных своих ценностей иногда требуются длительные аналитически ориентированные встречи с психологом). К сожалению, в большинстве случаев понимание человеком своих ценностей иллюзорно и основано на самообмане и причудах механизмов психологической защиты.

Про Осознание в Пространстве Эволюции говорить словами бесполезно и невозможно, поэтому в нижеследующей картографии мы ограничимся упоминаниями о следствиях такого Осознания.

Геометрию в Пространстве Эволюции введем так же произвольную, с теми же условиями, что и в пространствах Имен и Событий. Координатные оси будут показывать направление увеличения и уменьшения некоторых качеств и параметров Пространства Эволюции.

6.1. Точечное Осознание в Пространстве Эволюции.

Жизнь человека, однажды пережившего точечное Осознание в Пространстве Эволюции, хотя бы на уровне инсайта, качественно изменяется. Это то, что является большим успехом и редкостью на сеансах психотерапии. Точечное Осознание в Пространстве Эволюции -- Осознание какой-то одной ценности, определяющей некий жизненный сюжет. Даже однократное Осознание какой-то точки меняет судьбу, снимает какие-то противоречия, дает выход из замкнутого круга ситуаций и событий. Конечно же ценности не обязательно бывают проблемными, и Осознание какой-то точки в Пространстве Эволюции может быть связано не только с решением проблем, но и с получением дополнительных возможностей. Владение точкой в этом Пространстве, как экраном, дает возможность возвращаться к переживанию Осознания ценности и, почерпнув в нем энергию, выстраивать необходимые ситуации и событийные ряды.

6.2. Линейное Осознание в Пространстве Эволюции.

Следствием его является возможность преобразовывать себя и свою жизнь по лучу, связывающему ценности и приоритеты, относящиеся к какому-то срезу жизни (например все возможные ценности, связанные с отношениями с противоположным полом на всех уровнях.).

6.3. Плоскостное Осознание в Пространстве Эволюции.

Плоскость в Пространстве Эволюции -- это то, что можно назвать системой ценностей, полностью направляющей жизнь человека. Часто в психотерапии путают инсайт, связанный с Осознанием одной ценности, с Осознанием всей системы ценностей. Вообще, любое описание системы ценностей -- это очень сильное ее огрубление, поэтому как-то объяснить разницу между отдельной ценностью и системой ценностей практически невозможно. Однако, можно сослаться на литературный пример: "Пересмотр личной истории", приведенный Карлосом Кастанедой [Кастанеда К. "Дар Орла". Киев."София".1993].

Следствием плоскостного Осознания в Пространстве Эволюции будет владение потоком событий и действий, не требующее интеллектуального вмешательства, логического просчета и анализа, оценки последствий своих действий и т.п.

6.4. Объемное Осознание в Пространстве Эволюции.

Судьба Мира в руках человека, осознающего себя на этом уровне; причем судьба Мира неотделима от его собственной. Он владеет своей жизнью во всей ее взаимосвязи с другими людьми (и не только людьми) и их судьбами; появляется возможность вариации тех особенностей жизни, которые связаны со своим генетическим деревом, с историей семьи, страны, человечества, Земли и Мира в целом.

7. Осознание в Пространстве Начала.

Даже разовое попадание сознания в это Пространство -- это пиковое переживание, память о котором человек несет через всю свою жизнь. Люди, пережившие инсайт такого уровня в результате ЛСД-сессии, медитации, околосмертельного состояния и т.п., как правило бессильны передать словами свой опыт. Вспышки Света, контакт с Богом, мистическое "видение" -- все это факторы, свидетельствующие, что человек оказался "там". Однако сами такие переживания -- это не цель в этом Пространстве, они являются знаком того, что человек попал в "здесь и сейчас", предназначенное именно для него. (Но то, что он это осознал, далеко не факт). Предназначение -- уникальная индивидуальная траектория в пространстве, времени, ощущениях, чувствах, мыслях, событиях и сюжетах, в бесконечном переплетении траекторий других людей и всего мира, удивительно взаимосвязанных и слагающихся в одно Целое. Предназначение не стоит понимать упрощенно. Если человек сказал себе: "Ага, я понял, мне надо быть художником...",-то это не значит, что он осознал свое Предназначение. К тому же оно вовсе не тождественно профессиональной самореализации. Место, предназначенное каждому человеку в Мире, существует в каждый момент времени; каждым движением, каждым дыханием ему можно соответствовать, а можно и нет. Человек может соответствовать Предназначению и неосознанно, тогда он испытывает счастье, вдохновение, силу и т.п., но само Осознание в этом Пространстве представляет собой очень сложное, неописуемое и невыразимое переживание.

7.1. Точечное Осознание в Пространстве Начала.

Следствием хотя бы разового точечного Осознания в Пространстве Начала является появление четких внутренних ориентиров, с которыми человек постоянно сверяет всю свою жизнь. Такие категории, как Доверие, Смирение, Устремленность, Ответственность, перестают быть просто высокими словами и становятся переживаниями. Человек начинает реально всем организмом (вернее, осознаваемой его областью) принимать Мир таким, как он есть, прозревая его совершенство, что и переживается, как счастье.

Владея точечным Осознанием в Пространстве Начала, как экраном, человек получает возможность возвращаться к переживанию, дающему неизмеримое вдохновение, силу и устремленность, испытывать Благодать и видеть то место, где нужно оказаться именно ему, именно в данный момент, именно по данному поводу и знать, что ему необходимо сделать в той или иной ситуации.

7.2. Линейное Осознание в Пространстве Начала.

7.3. Плоскостное Осознание в Пространстве Начала.

7.4. Объемное Осознание в Пространстве Начала.

8. Осознание Запредельного.

Мир воспринимается нами, как набор сигналов, сложным образом организованных в определенные структуры, посредством Архетипов, присутствующих в воспринимающей и интерпретирующей системах во всех Пространствах организма. В тот момент, когда появляется возможность заглянуть за все Формы, выйти за их пределы, мы обнаружим, что Мир, как набор сигналов, представляет собой предельную Абстракцию.

Осознание Запредельного -- "неделание мира", выход за все Архетипы, когда мир становится тем, что он и есть -- Абстракцией, а человек -- Богом, с возможностью творить бесчисленные миры, проявляя их из Абстракции своим восприятием.

Далее нет ни Бога, ни Абстракции -- Одно...

6. Что же на самом деле является Осознанием?

До сих пор мы писали об Осознании, как о владении некоторым диапазоном того или иного Пространства. Это было все-таки очень упрощенное описание, необходимое на начальном этапе объяснения.

Если человек владеет какими-то диапазонами физического тела, демонстрирует чудеса саморегуляции и концентрации на уровне Пространства Сил, Отражений, Имен, способен осознавать события и т.п., но при этом имеет весьма смутное (или ложное) представление, зачем он все это делает, не осознает, из какого "места" в Пространствах Эволюции и Начала эти его действия происходят, то, на самом деле, такую ситуацию настоящим, полным Осознанием называть нельзя. Настоящее Осознание -- процесс сквозной, проходящий сразу через все Пространства, через весь внутренний мир человека, связывающий во-Едино Человека и Мир и делающий их проницаемыми друг для друга.

Владение определенными диапазонами накладывает на человека ответственность и если он реально осознает себя, то не будет пользоваться своим владением без нужды. Чем выше степень Осознания, тем больше эта ответственность, ощущение сопричастности ко всему в Мире, знание того, как владение чем-то отзовется на тех или иных аспектах жизни окружающих людей и Мира в целом. Возможность присутствует, но действие выбирает Вселенная... (Возможны и безответственные "чудесные" демонстрации незаурядного Осознания. Но такие "фокусы" безвозвратно нарушают баланс, гармонию Пространств человека и Мира, порождая инволюционирующие, по сути, гибнущее существо, теряющее, прежде всего, осознание самых тонких Пространств...).

Еще одно уточнение касается двойственной природы Осознания. Через всю данную статью проходит определение Осознания, как владения. В действительности, владение -- это лишь один аспект Осознания, отражающий его активную (янскую) составляющую. В настоящем, сквозном Осознании постоянно присутствует и вторая (иньская) составляющая, находящаяся с первой в диалектическом единстве. Эта вторая составляющая --- отдавание себя, принятие того, что есть. Без принятия, без отдавания себя Осознание превратилось бы в "сидху",-- корыстное манипулирование собой и миром. С другой стороны, без владения, принятие было бы не полным и у человека не было бы инструмента для полного переживания мира и адекватного реагирования. Принятие без владения может представлять из себя единичный инсайт и последующее понимание, что "все совершенно" (что, к сожалению, часто упрощенно принимается за Осознание).

Для того, чтобы на самом деле принимать Мир в каком--то диапазоне, этот диапазон должен быть развит, проявлен в организме человека, что и осуществляется посредством владения, достигаемого серьезной практикой.

Осознающий человек владеет собой и Миром, как инструмент Духа, полностью отдавшись ему и не имея иных целей, кроме Предназначения.

7. Заключение.

Хочется еще отметить, что приведенная выше картография может быть развита и расширена. Для этого, кроме выделения в организме Пространств, с учетом качества процесса восприятия и сложности уровня его организации, введем понятие Пространственных Объемов -- субъективно воспринимаемых и объективно существующих структур, проявляющихся в модели человеческого организма при актуализации в ней законов подобия, пропорциональности, симметрии, фрактальности и некоторых других. В каждом Пространственном Объеме (от макушки до копчика) качество восприятия Мира существенно отличается от качества восприятия в соседних Объемах. Но, если Пространственная модель отражает качественные изменения по уровню сложности воспринимаемых сигналов, то выделение Объемов внутри Пространств отражает различия в качестве самих воспринимаемых сигналов и, соответственно, различия в поведении человека при актуализации у него того или иного Объема.

Построение такой расширенной картографии вряд ли имеет смысл как схема, скорее, как некий ориентир для внутренней работы. Но настоящая внутренняя работа осуществляется не через руководства в статьях и книгах, а через живую передачу.

Для осознающего же человека неважны Объемы и Пространства, Тела и Чакры, каналы и рецепторы, все эти вещи существуют только как игра восприятия, реально существует лишь бесконечная Сфера, центр которой везде а периферия отсутствует, производными энерго-информационными структурами которой и являются все вышеперечисленные объекты восприятия...

-- "Знаешь ли ты, что можешь навечно расширить свои границы в любом из указанных мной направлений ? -- продолжал Дон Хуан. -- Знаешь ли ты, что одно мгновение может быть вечностью ? -- Он смотрел на меня. -- У тебя не было раньше этого знания, -- сказал он, улыбнувшись.-- Теперь я открыл его тебе, но что это изменило ? Пока у тебя все равно не достаточно личной силы. чтобы им воспользоваться. Иначе моих слов хватило бы тебе, чтобы собрать всю свою целостность и направить на прорыв собственных границ..."

(К.Кастанеда "Сказки о силе"))