О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

КИТЕЖ. Социальная "утопия" в действии.

Вокруг Вас - суровые будни сегодняшней жизни. Для кого-то - социальная безысходность, для кого-то - изматывающая суета. Увы, социальная обстановка в стране оставляет желать... Но есть возможность уже сегодня выйти из замкнутого круга современной "новой реальности". Нет, речь идет не о том, чтобы стать "новым русским", ограбив страну, и не о том, чтобы покинуть ее пределы. Все гораздо ближе.

Однажды Вы садитесь в автобус и через четыре часа езды оказываетесь среди лугов Калужской области, на краю леса, где стоят десять небольших домов - в основном деревянные срубы. Нет, это не дачный поселок. Сюда люди приезжают не отдохнуть, а жить. Вы попали на территорию педагогической ассоциации "Китеж", где проводится уникальный в нашей стране эксперимент. Здесь создается модель общества, основанного на непривычных, забытых принципах общины. Здесь живут дети сироты и люди, готовые помочь им встать на ноги после первых жестоких ударов судьбы. Обитатели этого странного поселения надеются помочь в формировании поколения завтрашнего дня.

Президент Ассоциации "Китеж" - Дмитрий Морозов. Преуспевающий журналист, кандидат исторических наук "вдруг" бросил благополучную жизнь в городе и отправился в "глухомань" (от Калуги - 100 километров) строить город будущего. Почему? "Карма" - ответит Вам Дмитрий (он - специалист по Индии) и загадочно улыбнется. Что-то в нем есть от восточного гуру, хотя по взглядам своим Морозов - человек православный.

Когда коллеги узнали о том, что Морозов собирается уехать в глубинку, некоторые из них пытались понять "выгоду", столь обязательную для людей, привыкших иметь дело с "бизнесом" СМИ. Похоже, так до сих пор и не поняли. Вопрос о выгоде Морозову задают постоянно. "Что вы-то с этого имеете?". Морозов не ездит на Мерседесе. Более того, "вложил в дело" автомашину, которая у него была до прежде. Образ жизни в Китеже пока достаточно "пуританский". Но что "выгоднее" - наша изматывающая (даже преуспевающих) гонка на выживание или равновесная, доброжелательная атмосфера Китежа, создаваемая общиной.

Журналистские связи позволили найти людей, готовых, как им казалось, строить поселение нового типа, которое назвали "Китеж". Почему так? "Китеж - это святое русское понятие, хотя многие русские этого слова и не знают, как оказалось потом. Была такая легенда. Смысл ее в том, что пришли завоеватели на Русь, сожгли много городов, подступились к граду Китежу. Его защитники вышли сражаться, доблестно пали перед воротами. А божья сила сделала град Китеж невидимым, чтобы не дать врагу уничтожить духовную силу России. И с тех пор живет вера, что Китеж вернется на Русь или в день Страшного суда, или может быть, когда будет самая большая нужда. Чтобы вернуть людям, потерявшим веру и надежду, и то и другое. Это историческое место есть - озеро Светлояр на севере. Говорят, что люди с чистой совестью и чистым духом долго стоя на берегу озера в волнах увидят отражение Китежа - и церквей, и теремов, и даже услышат звон."

Но легкого начала не получилось. Спонсоров было немного, и все приходилось строить на голом месте. Хорошо хоть, что калужские власти прониклись идеей, и выделили под Китеж землю. Тяжелый труд и вынуждено аскетический быт отсеял случайных людей. Но не случайные остались.

Вадим и Ира - семья из Таллина с двумя детьми. Здесь они взяли еще троих приемных детей. А потом родилась дочь Леночка. Вадим получал хорошую зарплату в Таллинском порту. Никаких трений на национальной почве с местным населением тоже не было. И все же они решились пожертвовать городским комфортом и переселиться в эту "дикую местность", чтобы жить и работать на лоне природы практически только за идею. Это сейчас, когда первые дома стали из мечты реальностью, община начинает отходить от крайнего аскетизма, обустраиваться. Но до "городского" уровня жизни еще не близко. И все же китежане верят, что будет лучше, чем в городе.

Во многом это зависит от Вадима (он был выбран главой местного самоуправления), на знаниях и рассудительности которого держится "хозяйство". Среди китежских "мужиков" - и мастера на все руки, и педагоги, и животноводы. На территории пасутся поросята и коровы, ребята объезжают коня Мальчика.

Женщины готовят, стирают и не перестают заниматься педагогикой. На три десятка общинников приходится примерно столько же детей. Летом Китеж принимает летний детский лагерь, который проводится с участием преподавателей МГУ. Дети (в том числе и привычные к комфорту) не хотели уезжать, хотя лагерь был трудовой.

Темпы строительства поражают воображение. Почти при полном отсутствии средств (еле хватает на стройматериалы) за три года возведено 15 строений. Конечно, несколько китежских мужиков не справились бы. Но в Китеж все время приезжают гости со всех концов страны и "из-за бугра". Закон местного гостеприимства прост - работать вместе со всеми, питание на общих основаниях (пока - за общим столом), общение - хоть круглые сутки. А общение небезынтересное - без идей люди сюда не едут. В этой совместной жизни отбираются и кандидаты на пополнение общины.

Учатся и сами китежане. К роли педагогов тоже надо готовиться, и это - самое трудное в Китеже. "Руководящей и направляющей силой" в этом остается Морозов - просто потому, что имеет знания и опыт. Словно оправдываясь (хотя никто и не обвиняет), Дмитрий говорит:"Я же не учу Вадима строить дом, никогда не вмешиваюсь в этот процесс, не указываю женщинам, как готовить обед."

Вечерами община (включая гостей) собирается вокруг свечи и ведет неторопливые разговоры на самые разные темы - от проблем, возникающих с собаками, до судьбы Иисуса Христа. Столкновения мнений стараются избегать. Морозов говорит об этом:"По любому поводу можно уйти в дискуссии на месяц, на год, и все равно не добиться истины, потому что у людей разный интеллектуальный, информационный уровень. Борьба за истину, нарушая гармонию, может сломать смысл Китежа. А совместная работа, умение себя вести в коллективе и умение заботиться об окружающих помогают, как ни странно, в то же время подходить к познанию истины. В гармонии, без напряга, в общении. Ради этого Китеж и затевался.

Люди на наших вечерних беседах задают не случайные вопросы, а те, до которых они дозревают каждый день. Китеж - это жизнь, это не курсы, а путь для каждого человека. Идет естественное развитие, и в рамках этого естественного развития человек задает вопросы, которые его волнуют. И только так. А на такой вопрос ты и ответ выслушиваешь куда внимательнее."

И Китеж меняется на глазах. Не только с внешней стороны, но и внутри людей. По мнению Д.Морозова "в своем развитии община проходит несколько стадий. Первая стадия - приход людей, которым кажется, что они хотят быть в Китеже. Это стадия требует жертвы, проверки на уживаемость и упорного труда. Вторая стадия: у тех, кто остался, кто был готов на жертву, был готов учиться, затрачивать усилия, возникают вопросы. Появляется желание гармонизировать себя и познать мир. Третья стадия - познание, когда люди принимают знания и дают их другим".

Одной из важнейших особенностей Китежа остается его "вписанность" в местную природу. Это поселение не ставит перед собой задачи "освоить территорию". Из хозяйственного оборота сознательно выведено около половины "угодий" - чтобы человек мог в любой момент соединиться с "окружающей" его со всех сторон средой.

Аскетизм Китежа, который бросается в глаза людям, привычным к комфорту - явление временное. Хотя сам президент общины Морозов все еще живет как новосел, община постепенно обзаводится городскими "удобствами" - не канализацией пока, а видеоаппаратурой и электроникой. Без нее нельзя добиться современного обучения детей. Китежане строят для себя и для детей вполне достойную жизнь. Но все же они готовы терпеть "временные трудности". Ради чего? Об этом мы продолжаем разговор с Дмитрием:"Не будем обманывать себя. Житье в "коммуналке" не является ни для какого человека, даже для самого идейного, наслаждением. Для женщины готовка пищи с утра до вечера не является радостью, как и таскание бревен с утра до вечера - для мужчин. Нормальный человек радоваться сам по себе тягловому труду не может. Но ощущение радости наполняет жизнь общинника, это само состояние общины."

Но, может быть, этот проект - утопия, которыми так богат этот век? Морозов не согласен:"То, что мы строим, - это естественно. Это не фантазия. Не идея, которую пытается любым образом реализовать горстка фанатиков. Это образ жизни, который имеет право на существование. Не для всех, не всегда, но имеет. И он коренится и в русской душе, и в опыте мировой истории. В истории общины."

Действительно, община много древнее нынешнего индустриального общества, где человек превратился в производственную функцию, где соседи не знают друг друга, где человеку приходится преодолевать неимоверные препятствия, чтобы оказаться "на лоне природы", и без того изуродованном. Китежане стремятся как можно меньше изменять окружающую среду. Великолепные здешние луга "освобождены" от планов застройки. Человек чувствует себя не только частью общины, но и частью Природы.

Но это не просто попытка вернуться в ХIХ век. Община не отгораживается от достижений цивилизации, которые помогают совершенствоваться духовно и интеллектуально - будь то видеомагнитофон или компьютерный парк (кстати, крупнейший на сотню километров). Интеллектуальный труд "признается" наряду со строительным. Китеж - не деревня. "Отчасти Китеж создается на тех принципах, на которых строились монастыри, духовные сообщества прошлого. Это принцип взаимоотношений между людьми, строящийся на взаимопонимании и духовном родстве, а отнюдь не на "табели о рангах" или жестко выстроенной иерархии. Каждый должен понять каждого, потому что они вместе идут к заданной цели".

В чем эта цель? "Наша цель - это построение некоего острова, некоей общности, которая самим своим существованием служила бы своего рода питательной средой для того, чтобы ребенок, попадая в нее, обретал новые качества. Жизнь вырвала его из привычной среды (дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей). Его необходимо реабилитировать, то есть лечить психологически. Его надо воспитывать, дать образование, чтобы его любили, и чтобы он полюбил. Все это надо решать в комплексе, иначе люди будут все равно хромать.

Это не просто школа. Школа учит наукам. Зачем, например, даже в институте учить классного инженера, если он через три года сопьется, потому что от него уйдет жена. Община дает умение владеть собой, владеть ситуацией, быть сильным, а на этом уже базируются знания. Знания - это не первая задача Учителя. Первая - это личность. Создание личности, которая сама может накапливать знания, знает, как их применять и зачем. У человека со здоровой психикой, если он знает, что у него есть опора в окружающих, во всей общине, меньше шансов и спиться, и свихнуться. И главное, если он пошел в большой мир, есть куда вернуться, где поднакачать сил, отдохнуть".

Такое сообщество не может существовать на основе привычных нам "норм общежития". Продолжая формулировать принципы, на которых строится жизнь Китежа, Морозов говорит:"Это обязательное взаимопроникновение и воплощение людей друг в друга, поддержание духовной гармонии внутри коллектива. Это постоянное уважение к чужой личности и свободное развитие каждого. Но именно развитие, а не деградация. Где критерий? Жизнь учит. Заметь, до сих пор внутри Китежа нет ни "Кодекса строителя общины", ни даже просто четкого разделения обязанностей. Я могу придумать все что угодно, но это не пойдет. Я хочу, чтобы люди своей жизнью, своими отношениями выстроили эту структуру Китежа. И вот они говорят:"Дима, мы решили с сегодняшнего дня за столом не разговаривать громко, а медленно кушать. И тем самым заставить детей вести себя хорошо." Или "Мы решили каждый вечер собираться и час посвящать духовной беседе." Не я сказал:"Ребята, давайте-ка каждый вечер я по часу буду читать проповеди". Это родилось само, это надо людям, потому что каждый почувствовал такую потребность. Вот я жду, когда мы соберем все эти потребности, когда они проявятся, всплывут со дна сознания на уровень понимания.

Таков Град Китеж. Он не идеален, здесь множество своих проблем. Но сюда никого не тянут силком, как в "светлое коммунистическое" и "светлое капиталистическое" завтра. Здесь есть братство, гуманность и солидарность. Здесь есть альтернатива той жизни, которая так гордится своей безальтернативностью. Парк, луга, лес, срубы. И Град Китеж надо всем этим. Но его может увидеть лишь человек, чистый духом.

Александр ШУБИН