О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

ТАЭКВОН-ДО: ПУТЬ ТРАДИЦИИ
НА ПУТЯХ СОВРЕМЕННОСТИ,
ПУТЬ СОВРЕМЕННОСТИ НА ПУТЯХ ТРАДИЦИИ

 Размышления и не только

Прежде чем начать разбираться с тем, что есть Традиция и что есть Современность, будет нелишне задать вопрос: "А что же такое это ваше Таэквон-До?" Не все специалисты сходу ответят. Ответ, кстати, достаточно прост: "Таэквон-До - это традиционное корейское боевое искусство, характерной особенностью которого является широкое применение ударов ногами, а также ударов ногами и руками в прыжках".

Надо сказать, что помимо размышлений на тему "Традиция и Современность" при написании этой статьи (для тех, кто писал) и чтении ее же (для тех, кто читал) была предпринята попытка ответить на следующие вопросы:

  1. В чем уникальность Таэквон-До?
  2. В чем сила Таэквон-До?
  3. Каково предназначение Таэквон-До в современном мире?

Сразу следует предупредить: тактика, техника, методика преподавания Таэквон-До, правила соревнований и прочие технические вопросы здесь освещены не будут. Интересующиеся могут прочитать статью "Что такое Таэквон-До" (журнал "Черная жемчужина" ї3, С-Петербург, 1993 г.), благо, что автор будет уже известный - пустячок, а приятно (по крайней мере, автору).

Да… Таэквон-До с точки зрения Традиции, вписанной в Современность, и с точки зрения Современности, вписанной в Традицию… Тема оказалась настолько же захватывающей, насколько и обширной. Автор оказался настолько же эмоционален, насколько и субъективен. В результате все попытки сохранить логичность и связность изложения оказались не очень успешными. Это, однако, нисколько не огорчило автора, не огорчило издателя, надеемся, не огорчит и читателя. Поэтому, вспомнив о том, что слово "Размышления" в подзаголовке дает некое право на скачки мысли и на провалы в аргументации (провалы? какие провалы?), давайте вернемся к теме и начнем наше совместное путешествие.

Для начала необходимо сказать несколько слов о феномене Таэквон-До. Суть его, если в вкратце, в следующем. Один из сотен существующих в мире стилей восточных единоборств, внешне практически от них не отличающийся, созданный в первую очередь для солдат Южнокорейской армии вдруг!… за короткий срок!.. практически без всякой адаптации!… распространяется практически по всему миру, и популярность его растет и растет. Кстати, за пределы Кореи Таэквон-До вышло только в 60-е годы, сейчас же это самый массовый из всех видов восточных единоборств, а одно из ответвлений Таэквон-До даже вошло в программу Олимпийских игр. В чем причина всего этого?

Только ли проработанная техника ударов ногами, донесенная до человечества трудами Брюса Ли и Чака Норриса, помноженными на возможности видео, стала причиной возникновения "феномена Таэквон-До"? Техника - техникой, видео - видеом, но главное все-таки в другом (а, кстати, охранников Фиделя Кастро тренировал инструктор Таэквон-До, - наверное они тоже видео насмотрелись).

Шутки шутками, но похоже, дело в том, что Таэквон-До, сохраняя все характерные черты боевых искусств древности, смогло стать доступным и привлекательным для современных людей как Востока, так и Запада. В зависимости от возраста, здоровья, личных качеств и склонностей миллионы людей воспринимают и практикуют Таэквон-До как систему самообороны и как динамичный вид спорта, как средство укрепления здоровья и как вид пластического искусства. Являясь Путем в восточном понимании этого слова (дословный перевод слова "Таэквон-До" - путь ноги и руки, именно поэтому в правильной транскрипции "До" пишется всегда с большой буквы), Таэквон-До вмещает в себя множество маленьких тропинок. Для кого-то Таэквон-До - это способ скрасить досуг, для кого-то - средство глубокой самореализации, для кого-то - источник силы, и существует множество других уровней и линий, и множество множеств их всевозможных комбинаций.

Фактически ответив на вопросы "Что?" и "Как?", уже нельзя не попытаться ответить и на вопрос "Почему?". Его рано или поздно задают практически все, кто встал на путь Таэквон-До. Почему другие стили, созданные в то же время, в тех же местах, опирающиеся на те же традиции и так же учитывающие реалии и достижения современности, а таких видов боевых искусств не один и не два, и близко не смогли завоевать сердца и умы (и конечно тела) наших современников так, как это сделало Таэквон-До?

…Вряд ли кто будет спорить, что в сложных педагогических системах, где задачи глобальны, а методов объективного контроля практически не существует, где на выявление методической ошибки могут уйти месяцы и годы, а весь процесс обучения занимает десятки лет (в Таэквон-До от начала занятий до получения звания "Мастер" - 7-й дан - проходит 20-25 лет), сила заключена в традиции.

В словаре Ожегова в определении слова "традиция" ключевым понятием является "поколение". То есть традиция - это то, что передают от поколения к поколению. Вопрос в том - что передают и как передают. Ну как передают, по большому счету, - не вопрос. Как научили, так и передают. Порядок и условия передачи традиции являются частью той же традиции. А вот что передают - это уже интереснее.

Любая традиция связана со своим создателем. Даже искаженная традиция связана с создателем данного искажения - с исказителем (не путайте со сказителем), который становится создателем уже новой традиции, если преемники не исказят обратно (насколько нужно исказить традицию, чтобы она стала другой традицией - вопрос интересный, но все-таки не для этой статьи). Таким образом, в хорошей традиции получается, что чем меньше вносится изменений, тем лучше, тем традиционнее (тем эффективнее?) система. Но как такое может быть? Жизнь меняется ежесекундно, современники за ней не успевают, а созданные неведомо когда и зачастую неведомо кем системы работают и работают. Может в каждой жизнеспособной традиции заложена способность к обновлению, к адаптации? Понятно дело, что заложена, но адаптация - это выживание, а нам надо переживание. В крайнем случае - опережение. И выходит, что хочешь - не хочешь, а надо признавать, что все создатели длительно существующих традиций - великие люди. Чем более велик создатель (велик Создатель), тем более разнообразна, жизненна и универсальна его традиция (кстати, традиция, созданная Создателем, живет и процветает уже не первый миллион лет). За примерами далеко ходить не надо: великий Будда - великий буддизм, великий Христос - великое христианство, великий кто? - правильно, Аллах акбар - воистину акбар. И получается что мы, пользователи традицией (просто пользователи) даже и увидеть механизмы традиции зачастую не в состоянии, не говоря о том, чтобы понять механизмы работы этих механизмов и принципы работы этих принципов. Ну и как в таких условиях улучшать традицию, адаптируя ее к современности? "Слесаря вызывали…? Правильно. А то бы я вам здесь наслесарил …".

Короче! Завершая лирическое отступление типа эссе, приходится признать, что улучшить результат одного разработчика традиции (просто разработчика) может только другой разработчик (но уже не просто разработчик, а разработчик превосходящего класса). А он этого делать не будет. Либо будет пользоваться как обычный пользователь, либо пойдет и создаст другую традицию (может на основе этой, но другую, а не эту улучшенную: иудаизм и христианство - явно разные традиции).

В общем, говоря о Таэквон-До как о традиционном явлении (см. первый абзац - формальное определение), нужно понять, кто же является создателем этой традиции, чтобы решить, позволяет ли наш класс ее улучшить или не позволяет. И если не позволяет, то спокойно тогда пользоваться или не пользоваться этой традицией, доверяя уже другой традиции:

"Никогда не меняй выигрывающую лошадь"
(корейская народная поговорка)

"Благими намерениями дорога в ад вымощена"
(русская народная пословица)

Итак… Основатель и доныне здравствующий патриарх Таэквон-До мастер ЧОЙ ХОНГ ХИ (в этом году ему исполнилось 80 лет, недавно он отказался от привычки курить, а от привычки каждый день тренироваться не отказался) начал заниматься боевыми искусствами в буддийском монастыре на территории нынешней Северной Кореи, куда его 12-летним мальчиком отдали родители для изучения каллиграфии. Учитель, к которому определили мальчика, являлся также мастером тэккьён - традиционного и очень старого корейского стиля, включающего большое количество ударов ногами. Наставник решил, что изучению каллиграфии мешает слабое здоровье ученика, и незамедлительно начал тренировки. Благодаря упорству и трудолюбию Чоя дело шло успешно, и к моменту отъезда в Японию для продолжения образования он стал не только искусным каллиграфом (о чем свидетельствуют последовавшие победы на конкурсах каллиграфии), но и в значительной степени продвинулся в изучении тэккьён.

В Японии девятнадцатилетний юноша продолжал усиленно тренироваться и одновременно начал брать уроки каратэ. Через два года упорных занятий он смог получить черный пояс первый дан, а к моменту окончания Токийского Университета обладал степенью второго дана. Он много работал с традиционной корейской техникой ударов ногами, и именно тогда у него появились мысли о необходимости и возможности возрождения древних корейских боевых искусств.

После начала второй мировой войны молодой лейтенант стал одним из создателей тайного общества, ставившего своей целью освобождение Кореи. Это привело к аресту и длительному тюремному заключению. В тюрьме он не только занимался сам, но и начал тренировать других заключенных. Как рассказывает сам мастер, через некоторое время тюрьма превратилась в один большой тренировочный зал. В эти годы была заложена основа той системы, которая в дальнейшем получит название Таэквон-До.

После окончания войны Чой Хонг Хи был освобожден и в 1946 году направлен в южнокорейскую армию инструктором по физической подготовке и рукопашному бою. Последующие годы были заполнены как самостоятельными тренировками, так и занятиями с учениками, но главным делом оставалось создание нового стиля, в который вошло бы всё лучшее, созданное в корейских и японских боевых искусствах.

Была проделана огромная работа. Изучение древних рукописей, беседы со старыми мастерами, встречи с представителями других школ заполняли всё свободное время. И вот 11 апреля 1955 года было объявлено о создании нового направления боевых искусств, названного Таэквон-До.

Надо сказать, что будучи известным каллиграфом, мастер Чой Хонг Хи обладает еще двумя качествами, которые имеют самое непосредственное отношение к созданному им боевому искусству.

До начала 70-х годов Чой Хонг Хи был профессиональным военным, и именно в армии Южной Кореи, где он прошел путь до генерал-лейтенанта, впервые началось широкое распространение Таэквон-До. Интересно отметить, что генерал Чой некоторое время возглавлял военную разведку Южной Кореи и даже написал первый в корейской истории учебник по военной разведке. Похоже, именно здесь лежат корни тактики Таэквон-До, возможности которой удивляют даже специалистов.

Другим примечательным моментом является то, что мастер Чой известен на Востоке как авторитетный специалист по конфуцианству: и как теоретик, и как практик. Идеи и дух "учителя Куна" несомненно лежат в основе Таэквон-До, лежат как лежит хороший фундамент - незаметно, но при этом незыблемо и всеопределяюще. На тех же принципах была создана и Международная Федерация Таэквон-До - ИТФ (International Taekwon-Do Federation), ставшая под бессменным руководством генерала Чой Хонг Хи, крупнейшей и очень эффективно работающей организацией, в которую на сегодняшний день входит более 120 стран мира.

Те, кому посчастливилось хотя бы немного пообщаться с Мастером, тот никогда уже не сможет забыть этого человека - человека, показавшего всему миру, что можно стать выдающимся Художником, Воином и Мудрецом и проложить Путь для миллионов людей даже тогда, когда твой рост едва достигает ста пятидесяти сантиметров, а ты при этом родился в маленькой деревне в самые тяжелые времена за всю историю твоей страны…

Однако пора вернуться к теме традиции и современности и посмотреть, какими параметрами должна обладать традиция, чтобы найти свое место в современном мире.

Абсолютно очевидно, что традиция должна иметь в себе некие "вечные ценности", чтобы быть нужной людям разных поколений (содержание передачи) и иметь вокруг этих ценностей определенную пустоту, чтобы была возможность защитить и адаптировать их к текущему моменту (процедура передачи). Чем более незыблемо содержание, и чем более пластична оболочка, тем более жизнеспособна традиция. В наше время это особенно актуально: скорость жизни возросла невероятно, и при этом невероятно расширилась палитра представленных в обществе типов личности. Так что при передаче традиции ориентироваться на что-то среднее можно только с очень большой натяжкой, при чем следует учитывать, что это среднее меняется все время и с невообразимой скоростью. С другой стороны, некое диссидентство стало сейчас почти что нормой, и каждый входящий будет упорно примерять традицию к себе, а не себя к традиции. При недостаточной прочности содержимого это приведет к тому, что: либо от традиции ничего не останется (раздолбают на кусочки), либо загнут так, что сам основатель не узнает.

Итак, что у нас получается? Максимальная растянутость тела традиции в ширину и в глубину дает возможность входить в него с разных сторон - про это мы говорили на примере Таэквон-До. Размытость по краям позволяет найти свой способ передачи традиции в каждом конкретном случае (подобрать соответствующую упаковку; придать удобную для переноски форму). А твердость и ясность сердцевины помогает не потерять направления движения, сохранив при этом то, наличие чего и придает традиции смысл.

Таким образом можно увидеть, что традиция всегда сочетает в себе некие противоположные качества. Очень хорошо это видно при передаче информации от учителя ученику. С одной стороны, всегда присутствует полнота и даже избыток информации, но это касается содержания. А в форме практически всегда используется принцип недостаточности информации. Это дает ученику свободу маневра, лишая его при этом возможности терпеть неудачи, оставаясь при этом безупречным в своих глазах: "Я честно искал, где Вы сказали, Учитель (три шага на восток, два шага на север), и ничего там не нашел". Нет, традиционный учитель подробно объяснит что искать, чтобы можно было это узнать при встрече, а о том, где искать, скажет очень туманно.

Один раз генерал Чой Хонг Хи очень наглядно продемонстрировал именно такой подход в обучении. Это был один из первых его приездов в Россию, тогда еще СССР. На лекции, посвященной открытию специализации Таэквон-До в Московском институте физкультуры, мастер долго и очень подробно отвечал на все вопросы и по технике, и по основополагающим принципам Таэквон-До. Когда же его спросили, какие продукты питания лучше использовать, чтобы повысить эффективность тренировок, то он ответил очень лаконично: "Мы занимаемся Таэквон-До, чтобы есть все то, что нам нравится". Все присутствующие остались довольны ответом, и только несколько лет спустя выяснилось, что половина студентов поняла объяснение одним образом, еще какая-то часть чуть иначе, а несколько человек вложили в эту короткую фразу третий смысл. Причем, следуя полученному совету, все действительно смогли повысить эффективность своих занятий!

Конечно, можно было бы рассмотреть и другие аспекты нашей темы. Интересно как Традиция врастает в Современность, подобно дереву; интересно как Современность втекает в Традицию, подобно реке. Однако: нельзя объять необъятное; всей работы не переделаешь; рано или поздно все кончается; ничто не вечно под луной. Не вечно и наше путешествие. По каким бы оно путям ни проходило.

Так что время подводить итоги. А поскольку данная статья не претендует ни на звание научной, ни на звание научно-популярной, даже на звание популярной не претендует (одно название, а не статья, так - размышления), то ответы на поставленные вопросы (см. второй абзац - вопросы) будут в первую очередь опираться не на формальную логику, а на внутреннюю убежденность автора. А на что будет опираться внутренняя убежденность? Конечно, на личный опыт. В частности на опыт, полученный в процессе написания данной статьи. Ответы, кстати, получились следующие:

1) Многогранность, уникальность и эффективность Таэквон-До обусловлены, в первую очередь, личными качествами основателя.

2) Сила Таэквон-До заключена в ярко выраженной традиционности этой системы, что позволяет передавать заложенные в ней возможности с минимальными искажениями.

3) Предназначение Таэквон-До в современном мире заключается в том, чтобы дать Ищущим, но еще не нашедшим, еще один шанс встать на Путь.

Возможно ваш опыт, в частности опыт, полученный в процессе чтения этой статьи, подскажет вам другие ответы. И тоже правильные. А может и другие вопросы. Тоже правильные. Ваши ответы. И ваши вопросы. Ваш путь.

Может это будет путь Традиции по путям Современности, а может путь Современности по путям Традиции. Неважно. Главное - путь - Путь - ПУТЬ.

Счастливого пути,

ВАШ ПОПУТЧИК

 

P.S. "Таэквон-До - это традиционное корейское боевое искусство,
характерной особенностью которого является широкое применение
ударов ногами, а также ударов ногами и руками в прыжках"
(наиболее полное и точное определение из всех имеющихся)