О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Эндрю Коэн

Уединение и Единение на духовном пути

Журнал «Что такое Просветление?».
 Год издания 3. ї 2 Июль 1994.

 

Оригинальное название статьи:
«COME TOGETHER. Who has the courage
to stand alone/together in the Truth?»

Перевод Михаила Момота

 

Страх единения, страх истинного доверия - это страх стать частью Целого. Поиск Освобождения - это поиск непосредственного познания Единства, Целого, и именно боязнь стать частью Единого Целого - боязнь доверия и беззащитности, которые открывают нас Целому - это первопричина множества камней преткновения на духовном пути.

В начале духовного пути человек отделяется, становится одиноким. Впервые разрывая завесу известного и пытаясь понять, что есть Истина, что реально, а что нереально, человек обнаруживает, что многие из его представлений о самом себе, о своей истинной сущности, ложны и пусты, бесприродны. Человек может спонтанно узреть тщету всех своих привычных умозрительных концепций, ощутив пустоту, лишенную всего личностного и индивидуального, как первооснову любых мыслей и умозаключений. При таком постижении, мгновенном или постепенном, весь предыдущий опыт, все собрание идей и мнений, бережно хранимое человеком, оказывается результатом очень примитивного и поверхностного познания окружающего мира и своего собственного опыта. Это постижение бывает подобно взрыву, силой которого все старые потуги ума ниспадают как старая одежда, из которой человек вырос, освобождая пространство для иного - нового, свежего, неведомого.

Это постижение обычно не прекращается. Постепенно человек видит все более глубокие и более тонкие слои умозаключений, концепций, стереотипов как пустые и бессмысленные (лишенные сущности), и тогда он отбрасывает их, оставляя все больше места новому, свежему и неведомому. Освобождение от ветхих умопостроений обычно связано с пьяняще-экстатическими переживаниями открытости, освобождения сознания. Видя пустоту бесчисленных мыслей и умозаключений, ищущий и нашедший учится жить в безыскусной простоте и истинной любви, свободный от уз страсти и страха.

Но человек имеет тенденцию постоянно ассоциировать духовный путь со своей индивидуальностью, с самим собой, и даже на глубочайших уровнях прозрения бесприродности эго, свободы от потребности холить и лелеять его, ясность понимания склонна затуманиваться. Незаметно безграничность постижения начинает храниться и защищаться как мое, принадлежащее мне. Откровение чистоты, простоты и любви может стать для человека тихой гаванью, укромным уголком, где можно уединиться в безопасности, вместо того, чтобы быть лишь нерушимым основанием, на котором человек пребывает в полной открытости, не имея ничего, что можно было бы сохранять или защищать.

В начале своего пути духовный искатель отвергает и исключает. Он уединяется и отрекается от всего, что он познает как лживое, неистинное и пустое (лишенное сущности). Но если освобожденное состояние сознания вновь незаметно становится убежищем, укромным местом, то оно само начинает отгораживать человека от Истины. Пока у человека остается малейшая потребность защищать или сохранять что-либо личностное, то нерушимое основание, на котором нечего защищать и нечего бояться, остается ненайденным. Первоначальное откровение пустоты и свободы от множества ложных и окостенелых идей не означает само по себе конечного Освобождения. Глубокая пропасть может пролегать между первыми переживаниями пустоты и свободы - и способностью являть в жизни то совершенное Постижение, где нечего бояться и нечего защищать.

Путь отвержения, который привел человека к просветленному переживанию пустоты, может, если человек начнет цепляться за этот опыт, стать укромным уголком, где человек будет продолжать сохранять и пестовать свою обособленность. Чтобы познание пустоты эго не превратилось в уютную обитель, в цитадель обособленности, необходимо в конечном счете отвергнуть путь исключительности и выйти на путь единения. Ведь познание пустоты личного я - это познание тождественности и единства всех я, - я и всего Бытия. Познав это единство, духовный искатель безошибочно избирает путь единения - как реализацию, практическое воплощение своего постижения. Он неизбежно ступает на путь единения, когда постижение пустоты эго приводит к оставлению себя, когда человек не держится больше за свою личность и ни за что в этом мире. На пути единения нет больше места обособленности, отдельности. Когда мы начинаем воспринимать другого человека («ближнего») как самого себя, всякое поползновение, всякая тяга к обособленности сжигается без остатка.

Познание своей истинной природы и экстатическое единение с самим собой - это одновременно и единение со всем Бытием. Эволюционный импульс, который будит человека и побуждает его вырваться из уз страха, греха и неведения - это тот же самый импульс, что влечет людей друг к другу в духовном единении, отражающем истинное единство Бытия. Практическое воплощение этого эволюционного импульса заключается в том, чтобы являть в жизни принятие всякого человека как самого себя, как не отдельного от себя, как истинное Я, единое во всех. И для того, чтобы этот поистине эволюционный импульс проявил себя, вопреки всем силам, разделяющим нас, мы должны умереть для всего личностного, греховного и неистинного. Лишь тогда постижение пустоты обретет свое подлинное и совершенное воплощение в этом мире, которое есть бескорыстная и сострадательная любовь.