О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

ПРОЕКТ КИТЕЖ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мать-Природа обеспечивает равномерное рождение способных детей во всех слоях общества. Но талантливые дети-сироты, особенно проживающие в сельской местности, практически лишены шанса поступить в приличные институты и реализовать свои способности. Дело не только в плохом преподавании предметов (бывают и школы с хорошими учителями), но в окружающей этих детей среде, которая не только не ставит перед ними задачу интеллектуального развития, но зачастую и прямо противодействует "непохожести" талантов, превращая их в изгоев, отупляя и озлобляя их. Среди тысяч беспризорников, наводнивших улицы городов, есть и такие, кто обладает разумом и волей для возвращения к нормальной жизни. Но ни детские приемники, ни лагеря не способны изменить их ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, помочь поверить в истинные жизненные ценности.

Для того, чтобы развить врожденные таланты, обеспечить их работу на благо России, необходимо поместить их в РАЗВИВАЮЩУЮ МИКРОСРЕДУ, то есть в окружение людей, ориентированных на всестороннее интеллектуальное, психологическое и духовное развитие. Иными словами речь идет о создании единого комплекса из приемных семей, школы, хозяйственных структур, позволяющего реализовать целостную систему коррекционного воспитания и ускоренного образования.

В настоящее время пять лет по этому пути развивается община Китеж, пытающаяся синтезировать единый образ жизни из сочетания семей с приемными детьми, школы, колледжа, летних лагерей для сирот и особо талантливых детей из интерната имени А.Н.Колмогорова при МГУ.

ЧТО ТАКОЕ КИТЕЖ!

"Община Китеж" имеет юридический статус некоммерческого партнерства. Она существует уже пять лет в Барятинском районе Калужской области, объединяя в настоящее время шесть семей с приемными детьми, а также несколько преподавателей и фермеров. В Китеже постоянно проживают 20 детей (своих и приемных). Несмотря на малые масштабы этой организации, опыт ее деятельности позволяет сделать очень серьезные выводы. Взрослые имеют постоянную прописку, все ориентированы на воспитание детей, но при этом сами строят себе жилье, ведут хозяйство, преподают в школе. Такая организация позволяет максимально использовать педагогику "воспитания жизнью".

Китеж - первая в России организация, в которой развитие каждого отдельного ребенка предопределяется "развивающей микросредой", то есть не лекциями о нравственности и не насилием, а повседневным укладом жизни, законами и традициями, по которым живут окружающие. Взрослые подбирались в общину строго индивидуально, проходили испытательный срок минимум в полгода. Каждый человек в Китеже учится общаться с приемными детьми как со своими собственными (а это дано не каждому). Из взрослых Китежа формируется и педагогический и воспитательный состав общины.

Среди воспитанников Китежа есть несколько детей, уже побывших беспризорниками и поживших в детприемниках. Реабилитация их и изменение жизненных ориентиров заняла около года. Сейчас эти дети нормально учатся в китежской средней школе, много и весьма охотно работают вместе со cвоими приемными родителями, привыкая к общинному образу жизни не на уроках, а в реальной работе. "Развивающая среда" общины сама доказывает ребенку необходимость взаимопомощи, опоры на опыт и разум взрослых, подчинения общим законам малой родины. Питание в общине общее, быт максимально скромен, зарплату взрослые получают минимальную. Зато каждый ощущает свою защищенность от превратности судьбы, возможного одиночества и ненужности. В замкнутой среде общины есть возможность полностью контролировать занятия и состояние любого ребенка. За пять лет существования Китежа здесь не было ни одной попытки бежать из общины и ни одного случая насилия в детской или взрослой среде.

В Китеже уже сейчас создана уникальная атмосфера тяги к знаниям, к развитию в широком смысле. Дети Китежа - это дети будущего, способные мечтать, творить, самостоятельно принимать решения, доверять окружающим. Кем бы они не стали в профессиональном смысле, они всегда будут яркими индивидуальностями, способными управлять своей жизнью. Пять лет функционирования Китежа наглядно показали, что дети-сироты, в которых пробудилась способность к интеллектуальному развитию, стремятся вырваться из среды, противодействующей их развитию. Существующая в России система создания приемных семей позволяет проделать подобный отбор достаточно легко и безболезненно, совершенно в рамках законности и в интересах детей.

Опыт Китежа показал, что наша форма организации общины приемных семей в чисто финансовом выражении раз в пять экономичнее государственного детского дома. Это обеспечивается тем, что в Китеже двое взрослых могут заботиться о шести - восьми детях и при этом выполнять функции преподавательского состава и хозяйственного персонала детского учреждения.

ЦЕЛИ КИТЕЖА

-Воспитание всесторонне развитых граждан России из детей-сирот.

-Создание первого в России образовательного учреждения для сирот, способного заменить государственный детский дом и обеспечить комплексное формирование и развитие личности по всем направлениям.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КИТЕЖА

Приоритет развития свободной творческой личности с высокой самооценкой и способностью к развитию.

Ответственность Учителя за формирование личности ребенка, а не только за набор знаний.

Взаимоподдержка и единое творческое поле, целенаправленно формирующееся взрослыми и служащее одним из важнейших обучающих и развивающих факторов.

Признание труда и знаний единственной основой преуспевания в жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ, ТРЕБУЮЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РАЗВИТИЯ

Интеллектуальность, нравственность и духовность. Широта мышления, открытость мировому опыту. Патриотизм, стремление изменить жизнь своего народа к лучшему. Признание самоценности каждой личности, демократизм взглядов. Высокая психологическая стойкость, приверженность нравственным законам, способность осознанно строить собственную судьбу. Желание помогать другим, как результат высокой духовности, осознания своего единства с окружающими.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Отбор наиболее способных детей в возрасте от девяти до тринадцати лет (не пресловутый тест интеллектуальности, а проверка образности мышления, способности к абстрактному восприятию, умения действовать практически). Разумеется, большинство детей-сирот имеют серьезные пробелы в образовании, так что их обучение должно идти по линии компенсирующего образования, с перспективой ускоренного изучения отдельных предметов. Поэтому в таком случае целесообразно отказаться от традиционного уравнительного способа формирования классов, исходя из возрастного критерия. Классы должны быть подвижны, план занятий, почасовые планы и годовые программы необходимо увязать с интересами каждого отдельного ученика, исходя из его индивидуальности. Это, помимо прочего, позволит формировать личности, лишенные комплексов неполноценности, ориентированные на самостоятельный выбор и достижение успеха.

Высокий уровень образования достижим даже для детей, вырвавшихся из среды беспризорников. Для этого необходимо создание "интеллектуальной среды обитания" за счет общения детей с преподавателями и сверстниками из МГУ и элитных школ Москвы (этот эксперимент проводится уже четвертый год в Китеже и дает прекрасные результаты).

Для преуспевания во взрослой жизни выпускникам необходимы самостоятельность мышления, умение ставить жизненные цели, готовность к нестандартным решениям. Эти качества формируются в творческой, демократичной среде школы и всей общины, противостоящей рутине. Разумеется для этого стиля преподавания подходят лишь единицы наиболее творчески настроенных педагогов (и здесь необходим жесткий отбор).

Духовность, как и сознание причастности к судьбам своего народа и России, тоже воспитывается общиной. Без характера знания - лишь обуза. Математик, лишенный способности построить семью - кандидат в алкоголики или шизофреники, значит затраты на его обучение потеряны зря. Классный компьютерщик, лишенный чувства патриотизма и ориентированный только на размеры зарплаты, по окончании Китежа скорее всего окажется в США, не оплатив издержек обучения. Самые талантливые выпускники химфака МГУ обречены работать или за границей, или на отечественную наркомафию.

Гармоничный, свободно мыслящий человек, обладающий обширными знаниями в одной конкретной области и широким кругозором, знакомый с мировой историей и способный самостоятельно оценивать текущие события, будет естественным сторонником и проводником демократических преобразований.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ

Закрытые школы-интернаты Англии, где в жестких условиях целенаправленно формируется элита государства. Даже дети лордов живут в режиме интерната, спят в общих палатах, полгода бегают в шортах, закаляют характеры в спортивных играх и выборах руководства класса. Обретение знаний - лишь одна из целей, сопутствующих главной - формированию личности, способной отвечать за себя и за порученное дело, гордящейся своей страной и преданной кругу, формирующему ее.

Вальдорфские школы по всему миру отработали принцип гармоничного развития личности, начиная с первого класса. Но их слабость в том, что они уделяют мало внимания целенаправленной подготовке школьников по профилирующим предметам для поступления в институты. Эти школы формируют не лидеров, а полноценных законопослушных, счастливых граждан благополучного буржуазного общества. В условиях кризиса, безработицы и т.д. ученики уходят из них в более утилитарные учебные заведения.

Детские деревни "SOS - киндердорф", созданные Германом Гмайнером для сирот послевоенной Австрии и распространившиеся по всему миру, -один из лучших примеров учебно-воспитательного учреждения. Но их основатель считал, что самым лучшим домом для осиротевшего ребенка является приемная семья.

Отечественные узкопрофильные школы, доказывающие, что среда формирует личность. Быстрый интеллектуальный рост в этих заведениях, к сожалению, не сопровождается расширением представлений о реальной жизни, развитием духовной стойкости, осознанием своей ответственности за судьбы России. (При коммунистах считалось, что комсомол обеспечит надлежащее идейное воспитание. Сейчас такие задачи не ставятся вообще. Значит мы воспитываем прекрасные кадры для заграницы.)

 

ЧТО НЕОБХОДИМО?

ДЕНЬГИ

  1. Финансирование капитального строительства

    • учебный центр на 200 детей - $ 150 тысяч

    • столовая $ 50 тысяч

    • двадцать домов для приемных семей $ 200 тыс.

    • сельская гостиница для преподавателей, работающих по контракту и гостей $ 20 тыс.

  2. Зарплата преподавателям (по линии Мин. Образования)

  3. Зарплата родителям приемных семей (Местный бюджет)

  4. Оплата работы и командировок юристов, психологов, отбирающих детей.

  5. Оплата преподавателей МГУ, работающих по договору.

  6. Транспорт, связь

  7. Школьное оборудование

  8. Электричество, уголь, вода и т.д.

  9. Водопровод, канализация.

СТАТУС

Негосударственная организация, по мнению западных специалистов, больше подходит для решения подобных задач, так как она обладает большей свободой действий. Поэтому необходимо перерегистрация НППС Общины Китеж в общественную благотворительную организацию, со статусом образовательного учреждения.

Независимость от местного бюрократического аппарата, контролирующего образование. Подотчетность структурам Министерства образования, а не РОНО.

Признание права на эксперимент в области создания школьных программ и моделировании классов. Наделение правом выдачи дипломов о среднем образовании.

Наделение полномочиями отбора и оформления детей в приемные семьи, минуя этап разрешения районными органами социальной защиты.

КАДРЫ

Для нормальной заполняемости классов и полной загрузки учителей необходимо довести количество детей, постоянно проживающих в Китеже, до двухсот. Это потребует 30-35 взрослых, взявших на себя обязанности по опеке и, следовательно, полностью посвятивших себя жизни в Китеже. Предположительно еще двадцать взрослых понадобятся для того, чтобы обеспечить кадрами школу, кружки, ферму. И необходимо зарезервировать места для психолога, юриста, приглашенных преподавателей и т.д. Следовательно, общее взрослое население Китежа должно составить 60-70 человек. В обычном детском доме количество детей и взрослого персонала приблизительно равно.

При такой загрузке Китежа возможно без существенного напряжения брать на лето еще до ста детей из детских домов и школ для особо одаренных. Из сирот можно будет проводить дополнительный отбор молодых китежан.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1ый ГОД

При наличии финансирования мы можем начать строительство домов для приемных семей, их отбор (передачи по радио и телевидению, отбор по письмам, прием на испытательный срок) и обучение. На это уйдет год. Одновременно с этим мы начинаем отбор детей. Мы располагаем квалифицированными научными кадрами (сотрудники МГУ), способными заняться отбором детей сирот в новые приемные семьи Китежа. Для знакомства на практике мы уже проводим летние и зимние развивающие лагеря на базе Китежа со студентами и преподавателями МГУ.

Начало строительства учебного центра, сети водоснабжения и канализации, столовой.

Мы проводим специальную разъяснительно-рекламную кампанию среди выпускников педвузов и отбираем лучших для работы в Китеже. Это будет сделано на контрактной основе, так как требуется очень специфический отбор тех, кто сможет реально остаться в Китеже на долгий срок и принять все условия эксперимента.

Фактически Китеж уже живет в режиме этого эксперимента, но скудость ресурсов не позволяет охватить отбором сколь-либо широкий круг потенциальных преподавателей.

Создание временных творческих коллективов для отработки модели функционирования учреждения и школы, выработка юридического статуса, отбор тестов и т.д.

Издательская просветительская деятельность с целью распространения передового опыта Китежа.

2ой ГОД

Увеличение численности жителей Китежа с 45 до 70-80, превращение школы восьмилетки в одиннадцатилетку, отработка школьных программ.

Продолжение строительства домов и учебного центра, сдача столовой. Продолжение отбора преподавателей и детей,

Отработка схемы последующего устройства выпускников Китежа в высшие учебные заведения, курсы, колледжи.

Зий ГОД

Увеличение численности жителей Китежа до 100-150 человек (впрочем, здесь многое будет зависеть от финансирования и скорости строительства).

Отработка действующей модели колледжа по направлениям -программирование, социальная работа, история.

Уточнение кадровой политики, создание научно обоснованной модели регионального центра по работе с детьми-сиротами, которая со временем могла бы заменить государственный детский дом.

Расширение научной и издательской деятельности, проведение конференций и симпозиумов, расширение ареала поисков подходящих для Китежа преподавательских кадров и детей.

Достичь этого представляется возможным только при сохранении негосударственного статуса организации, а также сохранении общинной формы собственности на все созданное в Китеже. Для тех, кто планирует взять детей и остаться в Китеже на всю жизнь (одно весьма связано с другим), должны быть предусмотрены не только социальные гарантии, но и некий обет нестяжания, как подтверждение их приверженности духовным целям. Преподавательский состав тоже должен ехать в Китеж не за заработком. Научный поиск, свобода преподавательского творчества и сама атмосфера Китежа должны служить более серьезным стимулом, нежели высокая оплата труда.

Московское отделение Китежа должно оплачиваться адекватно столичному стандарту. Оно должно объединять несколько специалистов-менеджеров, преданных целям Китежа и достаточно компетентных, чтобы гарантировать юридическую и финансовую безопасность Китежа. Им же предстоит решать вопросы рекламы, добавочного финансирования, зарубежных контактов, взаимоотношений с Министерствами и т.д.

Даже любовь опекунов, забота бабушек и дедушек не способна компенсировать недозадачу от жизни в забытой богом деревне с предельно ограниченным кругом интересов, узости тем общения и тихим пьянством обитателей. Если исходить не из общих фраз, а действительно побеспокоиться о судьбе талантливых детей, разбросанных по сельской Россини и медленно, но верно задыхающихся в кругу себе НЕПОДОБНЫХ, то их надо срочно вытаскивать в нормальную развивающую среду Китежа. Прежде всего именно талантливых, ибо они-то и страдают больше всех от дефицита общения и развития.

Дмитрий Морозов