О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Опыт современного прочтения "Тибетской Книги Мёртвых" в западной культуре.

ПЕРВОЕ BARDO:

ПЕРИОД ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ EGO, ИЛИ ЭКСТАЗ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ИГР

(CHIKHAI BARDO)

Часть I: Изначальный Ясный свет, видимый в момент потери ego.

Каждый, кто познакомился с практическими наставлениями данного руковод-ства, вспомнив этот текст, окажется лицом к лицу с экстатическим сиянием и достигнет просветления мгновенно, без переживания борьбы с галлюцинациями, без продолжения страданий многовекового пути обычной эволюции, пересекаю-щего множество миров игровой реальности.

Эта доктрина лежит в основе всей тибетской модели. Вера - первый шаг на "Тайном Пути". Затем идет просветление, с ним уверенность, а когда цель достигнута - освобождение. Успех требует очень своеобразной подготовки рас-ширения сознания, а также участия во множестве спокойных, сострадательных игр (хорошей кармы) со стороны практикующего. Если ему удается увидеть и понять идею пустого ума в тот самый момент, когда проводник демонстрирует ее - другими словами, если он обладает силой умереть сознательно и в высший момент растождествления с ego сможет распознать экстаз, открывшийся ему в этот момент, стать с ним единым, то все узы игровой иллюзии немедленно рассыплются: спящий пробуждается к реальности мощным скачком понимания.

Лучше, если при этом присутствует гуру (духовный учитель), наставлявший участника. Если гуру нет, то желательно присутствие другого опытного человека:

если и это оказывается невозможным, то нужно, чтобы человек, которому учас-тник доверяет, читал данное руководство, не привнося в процесс своих собствен-ных игр. Так участник еще раз получит напоминание об этом опыте, сумеет распознать изначальный Свет и несомненно достигнет освобождения.

Основа освобождения - нервная система, лишенная ментально-концептуаль-ной активности. Ум в его обусловленном состоянии, то есть ограниченный словами и играми ego, постоянно находится в процессе мыслеобразования. Состояние покоя нервной системы, в котором оно алертно, пробуждено, но не активно и в то же время не отчуждено от физического тела, сравнимо с тем, что буддисты называют самым высоким состояниям дхьяны (глубокого созерцания). Сознательное узнавание Ясного Света вызывает экстатическое состояние, похо-

* Осознание Пустотности, Hecтановленности, Нерождеиности, Несотворенности, Несформированности означает Буддовость. Совершенное Просвегление - состояние божественного ума Будды. Не лишним будет напомнить, что эта древняя доктрина не противоречит концепциям современной физики. Фнзнк-теоретик, исследователь космоса Джордж Гарноу, в 1950 году высказал гипотезу, чем-то близкую феноменологическому опыту. описанному тибетскими ламами. Вот что он пишет: "...Если мы представим себе историю текущей вспять, то неизбежно доберемся до точки "великого сжатия", когда все галактики, звёзды, атомы и даже атомные ядра были сжаты в однородную массу. На той ранней стадии эволюции материя была, видимо, разложена до своих элементарные составляющих... Мы иазываем этот первичный состав слоном "ylеm". В той изначальной точке эволюции нынешнего цикла, согласно мнению уважаемого фнзика, суще-ствовало только Непроявленное, Нерожденное, Несформированное. И тем же, если верить астрофизикам, всё и закончится: безмолвным единством Неоформленного. Тибетские буддисты говорят:

незамутненный интеллект может пережить то, о чем говорит астрофизика. Будда Вайрочана, цен-тральный дхьянибудда. Провляющий Феномены, является высшим путем к просветлению. В нем как в источнике всей органической жизни обретают завершение и растворяются все вещи видимые и невидимые. Он ассоциируется с Центральной Областью Плотно Сжатого, то есть с семенем всех вселенских сил и вещей, спрессованных воедино. Такая замечательная конвергенция взглядов со временем астрофизики и древнего ламаизма объясняется просто. Осознавание космических фе-номенов и понимание любого другого естественного процесса происходит в коре головного мозга. Вы можете подтверждать это предконцептуальное мистическое знание эмпирическими наблюдени-ями и измерениями, но само оно уже здесь, внутри вашего черепа. Ваши нейроны "знают", потому что они связаны непосредственно с этим процессом, они суть его часть. - прим. авторов.

Похожее на то, которое святые и мистики Запада назва-ли "просветленностью" (illumination).

Первый знак - мимолетное видение "Ясного Света Действительности", "ума в чистом мистическом со-стоянии". Это осознавание преобразований энергии без привнесения интеллектуальных концепций.

Длительность переживания этого состояния нео-динакова у разных людей. Она зависит от опыта, от ощущения безопасности, доверия, подготовки и ок-ружения. У тех, кто имел даже небольшой практи-ческий опыт спокойного состояния не-игровой со-знательности, и у тех, чьи игры не омрачены стра-хом, это состояние может длиться от тридцати минут до нескольких часов.

В этом состоянии возможно понимание того, что мистики зовут "Окончательной Истиной", при усло-вии, что субъект заранее прошел соответствующую подготовку. Иначе он не сможет воспользоваться этим моментом и должен будет отправиться в опре-деляемые его прошлыми играми все более и более низкие галлюцинаторные состояния до тех пор, пока не вернется к обычной действительности.

Важно помнить, что процесс расширения созна-ния - это обращенный вспять процесс рождения, причем рождение - начало игровой жизни (дате life), а опыт потери еgо - временное ее прекраще-ние. Но в обоих процессах имеет место переход из одного состояния сознания в другое. И так же, как младенец должен пробудиться и изучить на соб-ственном опыте природу этого мира, так и человек в период расширения сознания должен пробудиться в новом сияющем мире и познакомиться с его спе-цифическими особенностями.

У того, кто полностью зависит от игр своего еgо, кто не в силах отказаться от контроля, просветлен-ность (illuminated state) продолжается лишь столько времени, сколько требуется, чтобы щелкнуть пальца-ми. У некоторых оно длится время, необходимое для приема пищи.

Если субъект достаточно подготовлен, чтобы уз-нать признаки потери еgо, он не нуждается во внеш-ней помощи на этом этапе. Человек, который вот-вот расстанется со своим еgо, не только должен быть в состоянии опознать соответствующие знаки по мере их появления, но и должен быть способным распознать Ясный Свет без посторонней помощи. Если ему не удается узнать и принять начало потери еgо, он будет жаловаться на странные физические симптомы. Это указывает на то, что он не достиг состояния освобождения. Тогда проводник или друг должны объяснить данные симптомы как признаки начала потери еgо.

Вот список типичных для этой стадии физических ощущений:

1. Давление в теле, которое тибетцы называют "погружение-земли-в-воду";

2. Холодная испарина, которая сменяется лихо-радочным жаром, что тибетцы называют "погруже-ние-воды-в-огонь";

3. Тело будто бы распадается или распыляется на атомы, что тибетцы называют "погружение-огня-в-воздух";

4. Давление на голову и на уши, которое амери-канцы называют "запуск-ракеты-в-космос":

5. Покалывание в конечностях;

6. Ощущение таяния или воскообразного оплывания тела;

7. Тошнота;

8. Дрожь или вибрация, которая начинается в области таза и распространяется на все тело.

Данные физические реакции должны восприни-маться как знаки грядущей трансценденции. Старай-тесь не относиться к ним как к болезненным симп-томам, принимайте их, сливайтесь с ними, наслаж-дайтесь ими.

Часто при приеме семян Ipomoea или peyote наблюдается легкая тошнота, реже ее вызывают мескалин, ПСД и псилоцибин. Если у путешественни-ка схватывает живот, это нужно приветствовать как знак перемещения сознания по телу. Симптомы эти - чисто умственные; ум управляет ощущениями, и субъект должен слиться с этими ощущениями, пере-жить их полностью, насладиться ими и позволить сознанию течь к следующей фазе. Следует позволить сознанию сосредоточиться в теле - можно отвлечь внимание от желудка и сконцентрироваться на дыха-нии, на ударах сердца. Если это не освобождает от тошноты, проводник должен обратить сознание путе-шественника вовне: на музыку, прогулку по саду, и т.д.

Появление физических симптомов потери ego, узнанное и признанное, должно завершиться мир-ным достижением состояния просветленности (illumination). Если экстатического принятия не про-исходит (или период мирной тишины завершается), следует тихим голосом на ухо участнику зачитать соответствующие разделы настоящих инструкций. Часто бывает полезно повторить их отчетливо, ясно, вну-шительно, чтобы предотвратить блуждания ума. Дру-гой метод направления опыта при минимальной активности состоит в том, чтобы заранее записать инструкции собственным голосом путешественника на пленку и включить запись в нужный момент. Чтение напомнит ему о предшествовавшей подго-товке, позволит пережить чистое сознание как "Яс-ный Изначальный Свет"; оно напомнит путешествен-нику о единстве с состоянием совершенного про-светления и поможет пребывать в нем.

Если в период потери ego человек благодаря своему предыдущему опыту и подготовке узнает это состояние, то Колесо Перерождений (то есть круго-ворот игр) останавливается, и мгновенно достигает-ся освобождение. Но такая духовная эффективность встречается крайне редко, обычно человек неспосо-бен к колоссальному подвигу пребывания в состоя-нии, в котором сияет Ясный Свет; следует постепен-ный спуск во все более и более низкие состояния Bardo, а затем новое рождение. Чтобы приблизи-тельно описать это переживание, ламы пользуются сравнением с иглой, уравновешенной и пущенной по нитке. Пока игла удерживает равновесие, она остается на нитке. В конце концов под действием гравитации (напряжение ego или внешняя стимуля-ция) она падает. Подобным образом в сфере Ясного Света ум человека на мгновение наслаждается гармонией состояния трансценденции ego, совершен-ного равновесия и единства. Сознанию среднего человека, незнакомому с таким экстатическим со-стоянием отсутствия ego, недостает сил, чтобы фун-кционировать в нем. Кармические (то есть игровые):

предпочтения затуманивают принцип сознания мыс-лями о личном, об индивидуализированном суще-стве, о противоположностях. Теряя, таким образом, равновесие, сознание отпадает от Ясного Света. Именно мыслительные процессы не допускают реа-лизации Нирваны (которая является "задуванием" пламени эгоистичного стремление к играм); так про-должает вращаться Колесо Жизни.

В период подготовки, пока средство не начнет действовать, и не появятся первые признаки потери ego, можно зачитывать путешественнику инструкции, приведенные ниже, целиком или частично. Когда ясно видно, что путешественник находится в глубо-ком экстазе трансценденции ego, мудрый проводник будет сохранять молчание.

Часть Вторая:
Вторичный Ясный Свет, видимый после освобождения от ego.

Предшествующий раздел описывал то, как узнать Ясный Свет и оставаться в состоянии освобожде-ния. Если путешественнику не удалось распознать Первичный Ясный Свет, то можно с уверенностью предположить наступление фазы. называемой "пери-одом Вторичного Ясного Света" Первая вспышка этого опыта обычно вызывает состояние экстаза большой интенсивности. Кажется, что каждая клетка тела вовлечена в оргиастический процесс творения.

Стоит подробно описать некоторые феномены, часто сопровождающие момент освобождения от ego. Один из них можно назвать "потоком энергии". Ин-дивид начинает сознавать, что он окружен неким заряженным энергетическим полем и является его частью. Чтобы сохранять состояние свободы от ego максимально долго, подготовленный человек должен расслабиться и позволить энергии течь сквозь него. Необходимо избежать двух опасных ошибок: попы-ток управлять этим потоком энергии и стараний рационально описывать его. Любая из этих реакций указывает на то, что ego вступило в игру, и транс-цендентность первого Bardo потеряна.

Второй феномен можно описать как "поток био-логической жизни". Человек начинает осознавать физиологические и биохимические процессы, непре-рывную ритмическую деятельность организма. Впе-чатление похоже на то, которое возникает от работы пульсирующих, излучающих энергию мощных двига-телей или генераторов. Мелькает бесконечный поток форм и оттенков на клеточном уровне. При этом можно услышать звук внутренних биологических процессов с их специфическим шелестом, треском и биением. И снова путешественник не должен под-даться искушению управлять этими процессами или как-то маркировать их. В этот период сознание на-строено на те сферы деятельности нервной системы, которые в обычном состоянии ему недоступны. Не-возможно втянуть ego в жизненные процессы на молекулярном уровне. Эти процессы на миллиард лет старше, чем концептуальный ум со всеми его построениями.

Другое типичное и наиболее богатое пережива-ние первого Bardo - экстатическое движение энергии, ощущаемое в позвоночном столбе. Кажется, что основание позвоночника тает или плавится в огне. Если при этом человек сможет сохранять спокойную концентрацию, энергия будет ощущать как поток, направленный вверх. Адепты Тантры посвящают де-сятилетия сосредоточенной медитации высвобожде-нию этих энергий, которые они называют Kundalini "Змеиная сила". Практикующий позволяет энергии переместиться вверх через ганглиозные центры пoзвоночника (chakras) к мозгу, где она вызывает ощущение жжения в макушке. Эти ощущения у под-готовленного человека не вызывают дискомфорта, но напротив, сопровождаются интенсивными чув-ствами радости и просветленности. Плохо подготов-ленные субъекты склонны интерпретировать опыт в терминах патологии и пытаться управлять им, обыч-но с плачевным результатом.

[Профессор Р. С. Зенер, который, будучи востоко-ведом и "экспертом" по мистицизму, должен был бы проявить большую проницательность, опубликовал отчет, по которому ясно видно, как излишне образо-ванного человека может упустить такой бесценный опыт и превратить его в повод к ипохондрической жалобе:

"... В моем тепе возникло любопытное ощущение, напомнившее мне о том. что г-н Кустанс описывает как "покалывание в основании позвоночного стол-ба", обычно предшествющее. по его мнению, присту-пу мании. Это было довольно похоже. В Широком Проходе это ощущение появлялось снова и снова пока не был достигнут пик эксперимента... Мне это совсем не понравилось".

(R. С. Zaehner: Mysticism, Sacred and Profane. Oxford Univ. Press, 1957, с. 214)]

Если практикующий не способен распознать стре-мительный поток феноменов Первого Bardo, состо-яние свободы от ego прекращается. Человек опуска-ется в умственную активность. В этот момент он должен попытаться вспомнить инструкции на этот случай (или же ему о них напоминают) и вторично войти в контакт с процессом освобождения от ego.

Вторая стадия менее интенсивна. Скачущий мяч достигает самой большой высоты после первого уда-ра о землю; второй скачок будет более низким, и каждый последующий удар - все ниже и ниже, пока мяч не остановится. Процесс растождествления со-знания с ego подобен скачкам мяча. Первый духов-ный взлет непосредственно после оставления тела (ego) - самый высокий, следующий - более низкий. Затем власть кармы (то есть прежних игр) одолевает сознание, и начинается переживание различных форм внешней действительности. Наконец, когда силы кар-мы истощают себя, сознание возвращается "в нор-му". Программы "загружаются" вновь, и происходит рождение.

Первый экстаз обычно заканчивается мгновен-ным возвращением к состоянию "с ego". Это возвра-щение может сопровождаться ощущением счастья или грусти, любви или подозрительности, испуга или отваги, в зависимости от личности путешественника, от его подготовки и от обстановки.

Этот возврат к играм ego сопровождается кризи-сом самоидентификации.

"Кто я теперь? Я жив или мертв? Что происходит?" Вы не можете этого определить. Вы видите свое окружение и своих спутников такими же, каки-ми видели их прежде. Ваши чувства обладают какой-то пронзительной чувствительностью. Но вы находи-тесь на ином уровне. Хватка ego уже не такая уве-ренная, как раньше.

Кармические галлюцинации и видения еще не начались. Не появились ни пугающие кошмары ни райские видения. Это очень тонкий и важный пери-од. В этот момент весь последующий опыт может быть сориентирован в том или ином направлении -в зависимости от вашей подготовки и эмоциональ-ного состояния.

Если вы имеете опыт измененных состояний со-знания или просто от природы интровертированный человек, помните о ситуации и о стадиях процесса. Сохраняйте спокойствие и позвольте опыту вести вас туда, куда ему угодно. Возможно, вы испытаете экстаз просветленности еще раз; может быть, вы войдете в эстетическое, философское или интерпер-сональное просветление. Не цепляйтесь: позвольте потоку нести вас.

Опытный человек обычно не зависит от обста-новки. Он способен выключать внешнее давление и возвращаться в состояние просветленности. Однако экстраверт, зависимый от социальных игр и внешних ситуаций, может поддаться приятным соблазнам (цвета, звуки, люди). Если вы предполагаете, что способны отвелечься, и хотите сохранить состояние экстаза, в котором отсутствуют игры, то попробуйте сосредото-читься на идеальном образе. Это может быть, на-пример, Будда. Христос, Сократ, Рамакришна, Эйнш-тейн, Герман Гессе или Лаоцзы. Стремитесь к нему как к образцу, как к существу в физическом теле, ожидающему вас. Соединитесь с ним.

Если это не помогло, не раздражайтесь, не по-гружайтесь в размышления. Возможно, у вас нет мистического или трансцендентного идеала. Это оз-начает, что ваши концептуальные пределы лежат в области внешних игр. Теперь, когда вы знаете, что такое мистический опыт, вы можете подготовиться к его переживанию в следующий раз. Вы упустили свободный от содержания поток и должны быть гото-вы соскользнуть в захватывающую конфронтацию с внешней действительностью. Во Втором Bardo вы можете постичь и глубоко пережить важные откры-тия относительно существа игр.

Мы только что описали реакции мистика-интро-верта, опытного человека, и экстраверта. Теперь давайте вернемся к новичку, который на этой ран-ней стадии переживает замешательство. Лучшая помощь - подать ему какой-нибудь ободряющий знак и не делать больше ничего. Он прочел это руковод-ство, у него имеются некоторые ориентиры. Оставь-те его в покое: возможно, он полностью погрузится в свою панику и справится с ней. Если он показы-вает, что нуждается в руководстве, повторите эти инструкции. Сообщите ему о том, что происходит. Напомните ему о текущей фазе процесса. Спокойно побудите его оставить усилия ego и вернуться в контакт с Ясным Светом.

Такая подготовка и руководство позволят достичь состояния просветленности многим из тех, кто, каза-лось неспособен на это.

Теперь необходимо сделать одно предупрежде-ние. Чтение этого руководства чрезвычайно полез-но, но никакие слова не смогут передать живой опыт.

Вы будете восхищены, удивлены и поражены. Представьте себе человека, который слышал деталь-ное описание искусства плавания, но никогда не имел случая поплавать. Неожиданно нырнув в воду, он обнаруживает, что не может плыть. Так и с теми, кто пробовал теоретически изучать способы дости-жения состояния свободы от ego, но никогда не переживал его в действительности. Они не способны сохранять непрерывность сознания, они оказывают-ся сбитыми с толку при смене состояний; они не могут пребывать в мистическом экстазе; они не в силах воспользоваться этой возможностью без под-держки проводника. Даже при наличии помощи они, как правило, вследствие плохой кармы (сильного ego, привязанного к играм) неспособны распознать осво-бождение. Но это не причина для беспокойства. В худшем случае их просто вынесет на берег. Никто в такой ситуации еще не утонул, и большинство из тех, кто предпринимал это путешествие, стремилось про-бовать снова.

Даже те, кто ознакомился с картой маршрута, кто ранее переживал просветленность, могут оказаться в обстоятельствах, когда плотное игровое поведение со стороны других вынудит их войти в контакт с внешней действительностью. Если это произошло, вспоминайте инструкции. Человек, овладевший этим принципом, может блокировать внешние влияния. Овладевший искусством управления сознанием не-зависим от обстановки.

Предположим, кто-то, достигавший успеха на пре-дыдущих сеансах, в этот раз привнес в опыт игры ego. Может быть, он хочет привести кого-то другого к опыту определенного типа. Может быть, он пресле-дует какую-то собственную цель. Он может питать по отношению к кому-то из участников отрицательные чувства, соперничать с кем-то или соблазнять кого-то. Если это произошло, вспомните инструкции. По-мните о единстве всех существ:

Для меня все едино - позор и слава.

Для меня все едино - потеря или выгода.

Выбросьте за борт программу своего ego и плы-вите назад, к лучистому счастью единства.

Лучше всего, если вы немедленно достигаете Ясного Света и сохраняете это состояние. Но если этого не произошло, если вы соскользнули к повсед-невным заботам, вы сможете восстановить то, что Тибетцы называют Вторичным Ясным Светом, вспо-миная эти инструкции.

Когда вы оказываетесь на этом вторичном уровне, возникает интересный диалог между чистой транс-цендентностью и осознанием того факта, что вами владеет это экстатическое озарение. Первое сияющее состояние не знает никакого "я", никаких кон-цепций. Вторичный опыт привносит определенное состояние концептуальной ясности. Знающее "я" парит в той трансцендентной сфере, в которую оно обычно не имеет доступа. Если при этом вы помните инст-рукции, то вторжения внешней действительности не происходит. Но осцилляция между чистым имперсональным единством и ясной, не-играющей-в-игры