О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Безумие и творчество: Трансперсональный взгляд.

О конференции <Безумие и творчество. Трансперсональный взгляд> я узнала от Андрея Никифорова, товарища по минской группе Игоря Пашина. Сильно грело и то обстоятельство, что в Москве в это время (начало октября) в длительной командировке находился муж, и предоставлялась возможность его навестить.

Ехали мы с Андреем на разных поездах. Поскольку время начала не было известно, явилась рано, сразу после девяти, зарегистрировалась первой. В уютном, жарко натопленном помещении центра. <Взаимодействие> полагалось менять обувь. В фойе распространяли литературу издания Трансперсонального института и аудиопродукцию, чуть дальше неторопливо раскладывались продавцы индийских благовоний и сувениров. Увешанная самоцветами дама, сама похожая на драгоценное изделие, доставала украшения и коробочки с обработанными камнями. Тут же разместилась астролог на предмет консультации. Позже к ним присоединилась продажа маленьких барабанчиков, а из бара потянуло ароматом кофе.

Открывали конференцию признанные лидеры интеграл.ьной Психологии В.Майков, Г.Карельский (он же руководитель проекта <Сталкер>), профессор Ярославского ГУ В.Козлов. Они кратко остановились на заявленных, в программе лекциях, тренингах, именах, руководителей. В частности, назвали старовера-целителя В. Никулина., <жреца храма безумия> М.Жукова и других.

Представление наставников, впрочем, не облегчало проблему выбора: одновременно действовали три потока. При недостатке информации и знания: - чего же, собственно, тебе надо - выбрать было непросто. Иногда приходилось, ориентируясь на ходу, перебегать в другую аудиторию (что считалось неэтичным). Пусть меня простят...

Пожертвовала В.Александровичем - музыка-движение-пластика - ради Е.Файдыша.. Доклад о мире архетипов и виртуальных пространствах сопровождался картами шаманских путешествий по тонких мира. Нам продемонстрировали уникальную компьютерную программу, которая реагировала, на изменение поля. Показали, например, <место силы> в Сербии до и после начала военных действий. Картинка оказалась зловещей, с черепами.. Кто-то из нас загадал на результат конференции, и мы увидели: подобие подземелья со ступенчатыми сводами, а внутри мельтешилось что-то непонятное. Главная мысль: любая сила требует осторожности.

К целителю В.Никулину попала <по ошибке>, но хватило и пяти минут, чтобы, иолучить информацию, нужную для 11лем.янника: если. спортсмен упал, то последствий нужно ожидать через пять лет, если оставляет спорт по принципиальным соображениям-через семь.

У Андрея. Вяземцева. народу было немного. То ли тему прощения считали неактуальной.. то ли всем уже простили. (Тренинг назывался <Дао прощения>.) Как важно всех простить.. .я знала, из церковного опыта и тоже могла. бы этим ограничиться. Выяснилось, что простить важно не только близких и далеких обидчиков, но и себя, и даже Бога. Когда меня чуть не искалечили в бесплатной стоматологии, то я на самом деле две недели жила с обидой на Всевышнего - и не осознавая этого...

После вводной лекции провели небольшой тренинг, где полагалось представить обидчика, а. затем обменялись впечатлениями. Я призналась, что слегка лукавила: представляла лица тех, кого и так уже простила. Но себя я не простила наверняка. Тренинг для меня завершился слезами, что является положительным фактором - признаком духовного очищения.

Главная мысль: прощение - разрушение эго. Одухотворенный - прощает, святой - не обижается.

Далее я попала на питерскую <Школу игротехников> к Г. Широкову и Т. Гинзбург (<пролетев> Г.Карельского). Привлекла тематика: <Кризисы и катастрофы на пути к целостности>. Дело в том, что нынешний год для меня богат на травмы, стрессы и потрясения; естественно, хотелось глянуть <в корень>. Из слов Геннадия Широкова следовало, что из кризиса, есть несколько выходов: отойти на прежние позиции, выйти на новые и преодолеть его путем обострения ситуации, т. е. через катастрофу. Каждый преодалённый серьезный кризис помогает <схлопываться> субличностям, т. е. способствует целостности. На пути духовного роста человека, подстерегают препятствия (физический план), ловушки и соблазны (астральный: план) и заблуждения вместе с заморочками (ментальный план).

Игротехники не просто поделились знанием, но и выдали назавтра в форме таблицы классификациаоразных видов психотренингов. Интересными оказались и сами игры которыми была пересыпана лекция. Понравился руководитель, похожий на большого непосредственного ребенка.. Правда, это упитанное <дитя> отличалось быстротой реакции, остроумием реплик и полным пониманием всех оттенков ситуации.

Главная мысль: кризисы и катастрофы сами по себе могут являться признаками продвижения.

Некоторым отступлением от программы: первого дня: стала презентация метода Марины Белокуровой. Называется он инсайтом (что означает озарение) и относится к телесно-ориентированным техникам. Посоветовала, мне пойти на Белокурову хорошая девушка Юля из орггруппы (за что я ей благодарна). Инсайт в исполнении Белокуровой -это, во-первых, искусство, а во-вторых, - фантастика. Вкратце опишу, сознавая бессилие словесного выражения перед трудом живой импровизации и запредельного знания.

Нам сказали закрыть глаза и с помощью прикосновений найти свою пару. Все было не то, пока ладонь сама не натолкнулась на чью-то теплую раскрытую руку. Рука принадлежала молодому коренастому латышу. <Узнавание> было мгновенным, безошибочным, и странным для нас обоих. К нам подбежали еще две девушки и изъявили желание объединиться. Так сформировалась четверка, а латыш как средоточие всей группы и стал объектом презентации метода.

Все происходило легко и не без юмора. Вопрос руководителя - нажатие точки на теле - ответ. Иногда предлагаются варианты ответа. Например: <На кого больше обиды - на женщин или на мужчин?:> Нажимаются две точки на груди, и по самой болевой дается ответ: <На мужчин>. <Что будем смотреть - дородовый период, роды или наследственность?> - <Наследственность>.

В результате совместных <раскопок> была воссоздана картина давней тусовки подростков у моря, где девочка Аглая помогла, заложить у нашего героя серьезные комплексы. Когда речь зашла на тему продажи - ума, красоты, таланта, меня неожиданно бросило в жар: я срезонировала. Не исключено, что наше <узнавание> произошло от близких психологических проблем. Далее пошло еще интереснее: воссоздавался эпизод из прошлой жизни. Латыш в средние века жил в Эстонии и работал пекарем. (Некоторые из группы уверяли, что слышали запах свежеиспеченного хлеба.) Он пек превосходные пироги, но не умел отстоять свои права перед хозяином. <Когда, эта черта личности сформировалась - в зрелом возрасте или в детстве?>- <В детстве>. Следующая картина: мальчик пытается запрыгнуть на лошадь, но не сумел, повис в стремени. Отец смеется; мол, какой ты неловкий, ничего из тебя путного не получится... В результате дальнейшей работы предстает другая картина - удачного прыжка, состояния, уверенности в себе, которое передастся будущим инкарнациям и потомкам.

Наш <подследственный> догадался поставить неподалеку включенный диктофон. Записанное еще пригодится ему, и не только как память, а для анализа и решения своих проблем.

Главная мысль: все, что мы сознательно отработаем, на нас и остановится.

Первый день конференции был удивительно насыщенным и окончился после восьми вечера. Я чувствовала себя полной до краев чашей, в которую уже не войдет и капельки знания...

Второй день был труднее, хотя начинался вполне гармонично. Выбор между Т.Саргуна.с и Г.Шибаевой разрешился в пользу последней. Рослая видная дама в черном, прежде чем начать дыхательный, тренинг, предложила нам пообщаться, рассказать друг другу какой-либо из необычных поступков, а потом совершить что-нибудь в меру антисоциальное. Наша фантазия далеко не простиралась: кто соседа толкнул, кто волосы взъерошил; кто обнял. Самые смелые возили, на себе товарищей. Я ощущала себя полным, <тормозом>, потому что на ум ничего отчаянного не приходило. Безумие, заявленное в названии мероприятия, явно не желало проявляться.

Дышали мы под тибетские песнопения, совершая прогулки по поверхности тела от пальцев ног до головы. Я и разу толком не прошла: ощущала только руки да ноги. Сознание все время норовило куда-то ускользнуть, и я его с трудом возвращала, к телу. В тренировочный зал с зеркалами нисходили, настолько мощные энергетические потоки, что вибрировали, ладони. К финалу почувствовала отрешенность и чувство любви - к детям, к близким, к этой чужой группе, ко всему свету. Когда поднялась и открыла глаза, залюбовалась руководителем: ее лицо сияло. Позже она назвала, свое состояние благодарностью ко всем нам.

Эту умиротворенность не удалось сохранить надолго. К обеду атмосфера испортилась; сначала у меня внутри (восстанавливалось равновесие?), затем, и среди группы. Возникла, спонтанная заварушка: повздорила супружеская пара. <Никакого творчества, одно безумие>,- грустно подытожил бармен...

Надо заметить, что среди участников конференции не в лучшую сторону выделялись традиционные психологи и психиатры. Жадно впитывая новые знания, они не соответствовали им по уровню самопознания, и выпирающее эго время от времени давало о себе знать. Несколько человек вообще оказались тут случайно: их привели девушки. Эти донимали лекторов дотошными расспросами, пытаясь до всего дойти умом.

Главная мысль (высказана кем-то при открытии): <Проблемы ума умом не решаются>.

Венцом, итогом, логической точкой конференции стал для меня тренинг Владимира Майкова под названием <Храм безумия>.

О безумии стоит сказать особо. Конечно же, определение не относится к области полной клиники. Как я поняла, имеется в виду пограничное состояние ума, когда человек, не теряя адекватности, способен принимать нестандартные решения, совершать смелые поступки, видеть запредельное, внимать тайное, ощущать себя творцом собственной жизни. <Проблема безумия - это проблема общения>,- говорил ученик Станислава Грофа. Безумие - это иной познавательный опыт, который имеет свой язык. То, как общество относится к безумным, является критерием его гуманности. Сам процесс личностного роста похож на безумие. Задача конференции - приблизиться к безумию и снять подсознательные страхи, попытаться выйти за рамки обыденности.>

Сами лекции и тренинги в разной степени соответствовапи заданной тематике (что не отразилось на их качестве). Судя по всему, концепцию продумывал и обосновывал сам Майков, и в его личном, тренинге она была реализована в полной мере.

Вначале шла довольно продолжительная теоретическая часть - экскурс в историю психиатрии от средних веков до советского времени. Я не сразу поняла, что совершаю непростительную ошибку: надо было стенографировать или записывать на кассету. Мне, пожалуй, еще не приходилось слышать такого отточенного, четкого по мысли, образного красноречия. Было ощущение импровизации -- но такой импровизации, которую необходимо хорошо готовить.

Прежде, чем мы построили Храм безумия, нам наломнили о Кораблях дураков, которые отправляли в море на волю волн. Предполагалось, что участники тренинга, согласно идеям Платона, выберут для себя вид безумия, опекаемый тем или иным богом.. Аполлон - это безумие творчества, порыв, вдохновение; Вакх - безумие винопития, наркотический дурман, веселье, буйство; Эрос - всевозможные виды телесной любви, томление, страсть. Зевс - главное божество греческого пантеона - олицетворял полное и окончательное безумие.

Привели себя в порядок (то есть в беспорядок - кто как умел), сплясали <для разогрева> сумасшедший танец и расположились согласно четырем сторонам света, образуя стены предполагаемого храма.

Как человек творческий, я тяготела к Аполлону, но выбрала все же Зевса. На. северной стороне нас оказалось всего трое: худенькая рыжая москвичка, которая на конференцию пришла с ребенком: - мальчиком лет восьми; черноволосая девушка помоложе и я, приезжая белоруска под пятьдесят.

Каждая из четырех групп обсуждала и затем показывала небольшое представление, демонстрируя тот или иной вид страсти, тот или иной вид безумия. Мы трое при обсуждении были как лебедь, щука и рак из басни: каждая отстаивала свою версию сценария, вернее - свою роль. Из чего я в сердцах заключила: <Мы на самом деле безумнее всех - не способны сговориться>. Стало страшновато: опозоримся, тем более что действо снималось на видеокамеру.

Верховный жрец ударил в барабан, и представление началось. Извивались ожившие скульптуры в храме Аполлона. Дети Вакха, как и положено, устроили вакханалию вокруг бутылки лимонада - даже капельке были счастливы.

Эротоманки, укрытые пледом, пробудились к жизни: и: ласкали юношу (впрочем, довольно сдержанно). И после каждого представления Верховный жрец - то есть сам руководитель с бумажными цветочками в карманах штанов - бил в барабан и торжественно провозглашал: <Жертва принята!>.

Наконец, пришел наш черед. Я почему-то мычала и ползала по паласу на коленках; то к одной подруге по несчастью бросалась, то другой цеплялась за ноги. Попытки контакта были тщетными: от меня шарахались, как от прокаженной. Рыжая облила мне спину напитком и работала на камеру почти по Станиславскому. Мне оставалось отползти в уголок и упорно развязывать узелок на косынке. Мрак поглотил последние проблески разума, и я погрузилась в себя.

Видит Бог: в те минуты я на самом деле слегка портилась умом, потому

как совершенно не старалась выглядеть красиво или хотя бы пристойно. Так пробиваются к себе через напластования условностей и подсознательных блоков. Это было впервые в жизни и потому - здорово.

После заключительной безумной пляски, где мы менялись ролями,

объединялись в пары и группы, бесились, давали свободу проявлению, мы молча сидели кругом - розовые, расслабленные, <оттянувшиеся> на все сто. <Обсуждения не будет>,- вместо подведения итогов сказал Верховный жрец.

На третьем, заключительном дне конференции мне присутствовать не довелось. Поглядывая на свои синие коленки, удивленно думаю: неужели мне на самом деле выпал еще один шанс изменить себя, познать себя, приблизиться к себе? <Хочешь познать Бога - познай себя> (монах Евагрий).

Спасибо всем..

Галина К. (г. Минск)