О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

"Ананда Марга" - духовный путь социального прогресса.

"АНАНДА МАРГА" - ДУХОВНЫЙ ПУТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

"АНАНДА МАРГА" (в переводе "путь блага") - международная организация, основанная в 1955 году индийским духовным учителем, философом и социальным деятелем П.Р.Саркаром. Её филиалы находятся в 160 странах мира. Наиболее крупные центры действуют в Индии, США, Италии, Дании, Филиппинах, Тайване. Организация имеет представительство в ООН. Её цель - формирование духовно развитых и социально активных личностей ("садвипров"), влияющих на ход общественного прогресса. 
Для раскрытия психических, физических и интеллектуальных возможностей человека используются техники йоги и медитации (традиции тантра-йоги). "Ананда марга" пропогандирует нравственный и здоровый образ жизни, раскрывая секреты вегетарианства, мягких и естественных методов лечения (гомеопатия, массаж) и духовного воспитания детей. 
В чем особенность Ананда Марги? Здесь цель медитации - не только в том, чтобы решить свои проблемы, но чтобы сделать всю жизнь более прекрасной. Ни в каком другом учении духовность и вопросы решения социальных проблем не смыкаются так тесно. (Это нередко вызывает нападки на него как со стороны религиозных консерваторов, так и со стороны политических магнатов). 
Основа философии "Ананда марги" - учение нео-гуманизма, ставящее целью заботу о каждом человеке и всех видах жизни на Земле, гармонизацию социальных процессов своим духовным подвижничеством. Глубинно-экологический подход неогуманизма предполагает не только сохранение природы, но также национальных культур, духовного наследия общества, и бережное отношение к физическим, интеллектуальным и психологическим ресурсам людей. 
Деятельность "Ананда Марги" включает гуманитарную помощь, организацию школ, детских садов и других учреждений, ставящих целью воспитание чувства любви к людям и всему окружающему миру. Члены "Ананда Марги" работают во всем мире, наибольшую активность проявляя в странах, находящихся в кризисном положении, и местах, пострадавших от стихийных бедствий. Например, в одной из провинций Китая после землетрясения организация возвела 11 зданий; в Ирак совместно с Красным крестом поставляет продукты и медикаменты. В Бангладеш и Буркина Фасо (Африка) занималась улучшением систем водоснабжения этих стран. В Россию "Ананда Марга" ввезла и распределила в качестве гуманитарной помощи высококачественное медицинское оборудование для больниц, 10 тонн одежды и 3 тонны концентрированного белкового питания для детей.
Повсеместно в мире организация основывает экологические поселения, которые являются полностью автономными, так как в них имеются свои школы, больницы, сельхоз- или промышленные предприятия. Одно из наиболее известных - созданный "Ананда Маргой" цветущий город Ананданагар в пустынном и засушливом районе Индии. Такие поселения являются живым примером нео-гуманистического отношения к миру для тех регионов, в которых они находятся. 
Другая сторона деятельности "Ананда Марги" - это разработка и распространение экономически-справедливой социальной модели общества. В основу её положена теории прогрессивного использования (ПРАУТ), выдвинутая П.Р.Саркаром. Она предполагает развитие экономик отдельных регионов и стран в противовес экономическому глобализму, а также приоритет кооперативной системы производства над частной и государственной. Существуют центры социально-экономических исследований, которые стараются применить к конкретным регионам эту модель, привлекающую внимание прогрессивных ученых этих стран. Наиболее активные центры находятся в Копенгагене, Ананданагаре и Вашингтоне. У нас в стране первый такой центр появился в Хабаровске в начале 90-х годов, подготовив экономическую стратегию развития края, в которой приняли участие члены РАН. 
Таковы примеры деятельности "Ананды Марги". Несмотря на идею духовного пути развития, "Ананда Марга" - не секта и не особый вид религии; это движение, стремящееся объединить людей самых различных национальностей и классов, и не придерживающееся никаких догм.
Организация существует на пожертвования сочувствующих ее целям, также и на средства, которые зарабатывают ее члены своей деятельностью.


ФИЛОСОФИЯ П.Р.САРКАРА -
СИНТЕЗ ДУХОВНОСТИ ВОСТОКА И НАУКИ ЗАПАДА

Говоря о современном развитии философской мысли, хочется обратить внимание на школы, альтернативные европейской. Индийскую философию обычно рассматривают как нечто устоявшееся в рамках религиозных традиций. Однако в последний век она несомненно стремится перешагнуть за эти рамки, даже вступая в конфликт с традиционной религиозностью, что доказывают такие известные имена, как Шри Ауробиндо или Ошо Раджниш. 
В этом смысле заслуживает внимания философия индийского мыслителя и социального деятеля Прабхата Р. Саркара, более известного по своему духовному имени - Анандамурти (1920-1996). Саркар написал более 50 книг, предложив свои концепции развития истории и мировой экономики (с упором на экологию) и своё метафизическое представление о мироздании. В 50-х годах он предсказал крах социалистической системы, а вслед за этим - конец капитализма: двух моделей жизни, равно пренебрегающих духовным началом. Он разрабатывал теорию альтернативного строя (ПРАУТ: теория "прогрессивного пользования" или "прогрессивного социализма": точнее, прогрессивной социальности).
Во взглядах Саркара просвечивает стержень индуистской культурной традиции, при том что он активно пользуется достижениями западной научной мысли. Основа его метафизики - потоки микровит: микрочастиц жизни, восприятие которых было доступно ему путем медитации. Они служат носителями идей, очерчивая проступающий во многих современных философиях образ ноосферы и её компонентов. Но имеют и вполне физическую суть, будучи составляющими как идей, так и атомов материи, и могут оказывать ощутимое биологическое влияние: например, убивать вирусы и напротив способствовать распространению болезней. Микровиты - универсальные носители коллективного разума, в своей глубине смыкающегося с самой жизнью. В таком определении обнаруживается сходство с эйдосами Платона и тем, что сегодня называют архетипами, не только в культурном, но и в биологическом смысле: яркая черта которых, по К.Г.Юнгу, их самовоспроизводимость.
Происхождение жизни Саркар описывает в традиционно-индуистском духе как космический цикл эманаций мирового ума, вершиной которого становится индивидуальное сознание. Он трактует жизнь как координацию между умом и телом (физической объективностью), позволяющий уму совершать эволюционное движение. 
Для Саркара, как продолжателя индийской философии, история не имеет конца, но предстает вечным повторением; ее смысл - в духовной реализации каждой личности. При этом он стремится не только определить смысл истории, но и придать научное значение её предмету: т.е. выявить законы, дающие возможность предсказания событий. Если, например, по О.Шпенглеру, развитие нации происходит аналогично смене времен года: за расцветом следует упадок, для Саркара колесо истории вращается не на природной, а на социальной основе закона смены классов - господствующих психотипов, определяющих стиль жизни общества. Хотя в этой идее Саркар отчасти выступает продолжателем Маркса, понятие класса у него более подобно индуистскому понятию касты. Оно определяется не отношением к средствам производства, а внутренней предрасположенностью к определенному образу жизни. Движущим фактором истории выступает коллективная психология. 
Классы Саркара сменяют друг друга в определенной последовательности. I-ый психотип - класс созидателей, людей труда (например, рабочие, как движущая сила Октябрьской революции). II-ой психотип - класс воинов или знати ("кшатрии"; у нас раньше - партократы, а ныне - политики и военные), для которого большое значение имеет личная сила и доблесть. III-ий психотип - это интеллектуалы (Саркар использует термин "випры", а не "брамины": в силу возвышенного значения последнего). Это класс идеологов: например, средневековая католическая церковь, руководившая политикой западной Европы; или идеологи начала нашей перестройки. IV-ый класс формирует психотип предпринимателя ("вайшьи": скажем, Англия, начиная с О.Кромвеля, или Россия после 1993 года). В истории различных стран Саркар прослеживает преемственность смены классов: где над производителями возвышается более активная знать, которая далее передает руководство идеологам. А над теми доминирует класс предпринимателей, подчиняя их интеллект своим корыстным целям. Но поскольку нельзя торговать, не производя, то инициативу вновь берут в свои руки производители (что часто происходит революционным путем). 
Как для многих мыслителей, в том числе и Маркса, для Саркара цель философии истории - изменить ход развития общества. Как писал англ.историк Ч.Берд, "история цивилизации при разумном истолковании может стать орудием цивилизации". Но философия Анандамурти предлагает для реализации этой цели новое средство - духовное развитие личности. Контролерами социального цикла выступают духовно развитые личности (сад-випры: буквально, "мыслители о сути"): духовные революционеры, беспрепятственно вхожие в любой класс и способные оказывать воздействие на процесс социальных перемен. Саркар уверен, что если этот пятый класс не будет ограничен единицами (как Махатма Ганди или Сахаров), а будет достаточно многочисленным, станет возможным координировать и направлять к высоким целям покамест стихийный круговорот общественного развития, что поможет избежать постоянных социальных катаклизмов в неизбежном процессе преобразования. 
Согласно Саркару, социально-экономические теории должны принимать в расчет духовные устремления человека (а не строится лишь на жажде наживы, как классическая теория Адама Смита). Расширяя здесь идею Маркса, Саркар вводит понятие психо-экономической эксплуатации, уделяя внимание психическому фактору: машина капиталистического общества потребления эксплуатирует не столько тело, сколько душу людей, подменяя истинные ценности суррогатами на продажу. Но и марксизм для Саркара предстает как капитализм наизнанку: поскольку интересы пролетариата базируются на том же материалистическом принципе удовлетворения потребностей, что и предпринимательство капиталистов. 
Прогресс предполагает развитие физической, ментальной и духовной сферы одновременно, отсюда очень современное определение духовности у индийского мыслителя: "Духовность - не утопический идеал, но практическая философия, которая может быть реализована в повседневной жизни, сколь бы мирской она ни была. Духовность выступает за эволюцию и развитие, а не за суеверия и пессимизм. Духовная философия не признаёт искусственно создаваемых различий и выступает за вселенское братство... анализ настоящей духовности показывает, что и с научной, и с психологической и с практической точки зрения это образ жизни. Ему легко обучиться, и его практика затрагивает все три уровня существования: физический, интеллектуальный и духовный - приводя к целостному развитию личности в индивидуальной жизни. Она также создает космический идеал, чтобы люди думали не об индивидуальном, но о космическом "я"... Это наука об абсолютном, психологический опыт, а не теологический ритуал. Она ведёт к интуиции за гранью разума, но свободна от иррационального"/7,с.63-64/
Философия Анандамурти является примером синтеза традиционно-религиозных и современных научных взглядов: стремление к которому отличает общемировую мысль последних десятилетий - если не сказать, является вожделенной целью и одной из актуальных задач философии на данном этапе. Впитывая в себя мифологическое наследие донаучной модели познания, она синтезирует его в базу современного знания, обогащая его объемностью духовного опыта - который по модели религиозных учений всегда имеет практический способ применения. Здесь нет места развернуть экономические идеи П.Саркара, скажем лишь, что модели социально-экономического развития общества, подробно разработанные им, очень актуальны для отчественного мыслителя нашего времени.
[Эти идеи могут быть представлены в дальнейших номерах журнала.]

Семира

1. Sarkar P.R. Microvitum in a nutchell. Calcutta, Ananda Marga Publication, 1967
2. Sarkar P.R. PROUT in a nutchell. Books I-XXI, Calcutta, Manasi Press, 1987-1991
3. Sarkar P.R. Human Society. Calcutta, Ananda press, 1984
4. Sarkar P.R. The Liberation of Intellect - Neo-Humanism. Calcutta, Ananda Press, 1982
5. Sarkar P.R. Idea and Ideology. Calcutta, Ananda Marga Publication, 1994
6. Shrii Shrii Anandamurti. Subhasita Samgraha. Books I-XXI. New Delhi, Ananda Marga Publication, 1994 ISBN 81-7252-071-9
7. Tathavananda Vedanta. The Fall of Matherialistic Theories and the Rise of Progressive Socialism. Copenhagen, 1990 


Если вас интересуют идеи Шри Саркара и вы хотите научиться медитации и практике йоги у профессионального учителя из Индии или другой страны мира, найти пути внедрения духовного подхода в своей социальной сфере, мы ждем вас в Ленинградском филиале международной организации "АНАНДА МАРГА" 

по адресу: СПб, ПАРГОЛОВСКАЯ УЛ.Д.5 КВ.25 (рядом с метро "ЛЕСНАЯ)" 
каждую СРЕДУ в 19.00 

В "Ананда Марге" индивидуальный подход к обучению практике йоге. Занятия бесплатные. Свободное распространение духовных знаний - один из принципов общества. 
Ceйчас занятия проводит Диди Авахутика Четана (стаж занятий медитацией - 18 лет, родной язык - английский). Тел.: 245-49-51; телефон переводчика: 245-07-28

В данное время формируется страничка "Ананда Марга" в Интернете на русском языке с развернутой информацией об учении П.Саркара, практических разработках в сферах экономики, образования и духовных техник.


СЕМИРА и В.ВЕТАШ 

ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРУ
ЧЕРЕЗ МЕТОД АНАЛОГИЙ

1. Метод аналогий - целостного соотнесения явлений - и его актуальность в наши дни.
Строго научными способами познания нередко считаются лишь эмпирические и дедуктивные методы, выдвинутые наукой нового времени (выстраивание однозначной причинно-следственной цепи и проверка экспериментом). Но эти методы оказываются мало применимы для описания человека и гуманитарных сфер знания. Наука членит мир на части (так ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, как она устроена). Гуманитарное знание не допускает эмпирического расчленения своего предмета. И оно возвращает нас к другому методу познания мира - работе с аналогиями: сопоставлению двух целостных явлений, одно из которых помогает понять истину другого. Метод аналогий позволяет описать разные грани предмета, не дробя его на части. Этот метод - самый первый, преднаучный способ познания - долго был в забвении, однако мы пользоваться им в тех сферах, где мы не можем эмпирически разложить предмет на составные компоненты (а это - к счастью!- именно так, если объектами исследования являются душа и культура. Так, например, К.Г.Юнгу познавать архетипы культуры как составляющие души помогал его опыт психиатра, имеющего дело с дезинтеграцией личности, однако понятно, что в этой области невозможен обратный эксперимент). 
При описании человека и культурных феноменов всегда так или иначе используют аналогии, причем нередко они возникают у исследователя бессознательно. Поиск аналогий предполагает опору на ассоциативное мышление, которое в истории развития сознания предшествует логическому. Логика, сама по себе, не строит связей: она лишь подтверждает или опровергает чистоту уже возникших у нас ассоциаций. Характерно, что сейчас (при дефиците идей, способных объяснить обнаружившуюся сложность строения мира) даже точная наука обратилась к аналогиям: появились ученые-параллелисты, которые изучают возможность приложения открытий, сделанных в одной отрасли науки, к другим, независимым, областям. Поэтому представляется актуальным обратить внимание на работу с аналогиями как на научный метод. Наши аналогии могут быть случайны или объективны. Роль науки по отношению к методу аналогий - отделить объективные общечеловеческие аналогии от случайных и субъективных. 

2. Обращение к истокам мышления и культуры в поиске верных аналогий. 
Язык аналогий - древнейший из языков познания. И поразительную объективность аналогий мы находим в мифах, подобных на всем земном шаре. (Так, мифологическая картина возникновения мира из пустоты или маленького комочка правещества - точный прообраз кантовской теории большого взрыва. Или, идея небосвода, оберегающего Землю от хаоса, подтверждает хранящую роль воздушной атмосферы Земли - хотя древние ничего не знали об атмосфере и т.д.) Подобные аналогии, которые мы во множестве находим в мифах, очень глубоки, они отражают суть феноменов и являются примером того, что древние люди владели методом аналогий в совершенстве. 
В чем причина такой безошибочности и универсализма мышления древних? Когда у сознания не было канонов и традиций, оно отражало мир так, как оно его непосредственно видело. Это видение предполагало целостное отношение к миру, оно ещё не было разделено на науку и искусство, науку и религию, или теоретическое и практическое знание. Осознание феноменов природной и социальной реальности - неба, дождя, огня, мудрости предков, власти вождя и других явлений - и их обожествление ложилось в основу первого философского осмысления мира. В то же время выявленные закономерности использовались практически, на них строилась жизнь (самым ярким примером практического применения знаний является календарь, возникший на основе осознания цикличности всех явлений и первая наука - астрология). Если наука ставит эксперимент и может допускать ошибки, то у древних права на ошибку не было, поскольку верное понимание явлений было связано с самим выживанием. 
Способ мышления древних предполагал напряжения всего их существа - и эмоционального, и рационального восприятия. И возврат к методу аналогий сегодня также предполагает внимание не только к логическому, но и к образному видению мира (иначе говоря к работе обоих полушарий мозга, выводящему к целостному мышлению; или к архетипическому подходу, который предполагает мышление не словами, а целостными понятиями, являющими единство образа и смысла - архетипами). И хотя мы привыкли, что в науке и философии правит логика, архетипический образ (и верная аналогия) является не менее продуктивной, так как будит мысль. (Неслучайно, например, Хайдеггер в книге "Бытие и ничто" приводит определение из японской философии, которая не забыла умение древней культуры пользоваться архетипами: "Дух - веяние тишины озаряющего восторга". Энергия эмоций дает толчок, чтобы ум в познании двинулся дальше).
С формированием земледельческой цивилизации проблема выживания была решена, экстремальность ушла из жизни и сделала возможным эксперимент - отход от жизненно важной и всеобщей картины мира, которую доносят до нас мифы. Примером этого является греческая философия, где много мнений, но нет единой истины. Как ответная волна, возник сильный религиозный акцент Средних веков (казалось бы, странный возврат к интуитивному озарению как основному методу познания после просвещенного разума античности). Потом в компенсацию средневекового мистицизма проявился рационализм науки нового времени, которая поначалу решала животрепещущие вопросы, будучи светочем и идеалом человечества (можно вспомнить политическую утопию власти ученых). Но решая задачу развития абстрактной мысли, наука настолько оторвалась от жизни, что утратила былой авторитет, сделав закономерным возврат к тому багажу знания, который она оставила за бортом. 
Уже средневековье, ощущая увеличивающийся разрыв между абстрактной мыслью и жизнью человека, пыталось вернуться к ассоциативному мышлению. Но оно проводило аналогии между явлениями внешнего мира (скажем между лечением травами и влиянием планет на человека, как это делал врач и алхимик Парацельс) чисто рационально и оперивало ими механистически. Средневековье вернуло ту мифологическую картину мира, в центре которой издревле стоял человек (что показывают, например, мифы о сотворении Вселенной из тела первочеловека - Пуруши, Пань-гу и пр.). Но оно не смогло наполнить её живыми соками полнокровной реальности, к которой были естественно близки древние люди. Поэтому отрасли знания, описывающие параллели между внешним миром и человеческой душой (такие, как алхимия или астрология) дискредитировали себя как в глазах религии, так и в глазах науки нового времени.
Чтобы найти верные аналогии, которые позволяли бы дать объемную картину души человека и разных сфер культурной деятельности, следует обратиться к корням мышления, выявляя универсальные закономерности психики людей и культур разных народов. Поиском верных аналогий сегодня заняты такие отрасли знания, как цветопсихология или психолингвистика (описывающая универсалии цветового или звукового восприятия). Но картина будет неполной, если мы ограничимся общими психическими закономерностями (скажем, красный цвет будит в нас активность, голубой влечет вдаль, желтый настраивает на контакт), и не выйдем к тому более высокому идейному смыслу, который они могут предполагать (например, символическое значение цвета в произведении искусства). 
Когда же мы выходим к аналогии образа и смысла - в опоре на универсализм психического и культурного восприятия - это дает нам возможность анализировать творчество людей и культурные явления с объективных, общечеловеческих позиций. Это позволяет сделать и гуманитарное знание по-научному строгим. (Например, в искусствоведении не столько исследовать биографию человека, сколько само его творчество. Ведь, как известно, деяния человека и сотворенные им шедевры лишь в незначительной степени определяются внешними обстоятельствами его жизни. Но та глобальная идея, которая за ними стоит, хорошо описывается архетипом его личности: его внутренней задачей, которая, как показывают исследования, во многом связана с моментом его рождения. Такой подход позволяет поставить в центр исследования личность человека, а не только окружающую его среду.).

3. Архетип - единый корень аналогий. 
Те универсальные закономерности, которые выявляет мифология, культура или психология людей, удобно называть воскрешенным К.Г.Юнгом термином архетип (дословно, пра-образ: древний образ - взяв его шире, чем Юнг: для описания не только психологии образов европейской культуры, но и основ мышления в целом). Мы употребляем слово "архетип" для описания единства образа и смысла, которое возникло в древности, но актуально и сегодня. Аналогия будет верной лишь в том случае, если явления связывает единый архетип. Выход к архетипу - то, что отличает работу с аналогиями сегодня от тех параллелей, которые выстраивало средневековье или на которых основывалась магия.
Говоря о практической роли метода аналогий у древних, часто имеют в виду симпатическую магию (к которой в наши дни тоже происходит возврат: лечение цветом, заговорами и т.д.). Магия - это самое понятное, но несколько приниженное отношение к тому, как работают аналогии в нашей душе и культуре. Магия предполагает рецепт, а в древности, когда складывались основы архетипов души и культуры, рецептов не было. Техника действия постоянно видоизменялась. Мышление древних не предполагало стандартной реакции на явления. И те примитивные народы, от которых мы получили представление о неких застывших ритуалах, живой смысл которых оказался утрачен, во многом потому и остались на примитивной стадии, что для развития устои должны постоянно колебаться (климат или изолированность не всегда определяют и позволяют объяснить неразвитость племен).
Архетип, позволяющий связать между собой аналогичные явления по ряду признаков, также нестатичен. Архетипы: базовые идеи и образы нашего сознания - находятся за пределами конкретной формы и содержания. Архетипы - это эйдосы или энергии, суть которых проще всего понять через образы богов, типичные для мифологий разных народов. Мы видим, насколько сложны и неоднозначны эти образы (скажем, всем известная греческая Афина - богиня войны и одновременно мудрости; или Пан - бог дикой природы и победы в бою, сеющий панику среди богов, а в поздней античности являющий единую природу всего живого). Но чистота и единство образа выдерживается, так как в его основе лежит единый архетип. 
Потом в практическом, естественно-научном преломлении мифологии - первой науке астрологии из образов богов формируются образы планет как энергий определенного качества, или выявленных опытным путем состояний или событий. Но и здесь общий неуловимый стержень образа остается первичнее конкретного события (так, влияние планеты Марс, которая вбирает в себя качества Афины, Пана и многих других подобных богов войны, мудрости или дикой природы, в одном случае может означать войну, а в другом - просто пробуждение личной активности). Архетип ведет себя как символ, а не как знак, всегда оставаясь шире любого конкретного значения. 
В жизни нет взаимно однозначного соответствия, на котором базируется наука. Есть пучок причин и пучок следствий: и точка их пересечения, которой и является архетип. Формирование архетипа - образа бога Неба, или моря, или первопредка - глобальная историческая эпоха, свернутая в один символ, который потом дополняется чертами других времен и разворачивается в преломлении нашего настоящего и будущего, личности человека и сфер культуры. Он всякий раз звучит по-новому, но сохраняет тот сущностный сценарий развития культуры и души, который его когда-то сформировал. Поэтому он несет глобальный смысл и выводит нас к истокам. 

4. Практическая роль архетипического подхода.
Ставя задачу выявления древнейших архетипов мы обратились к мифологии, а также фактам истории и археологии. Смена образов богов являет последовательность развития человеческого сознания. Характерно, что эта картина хорошо согласуется с системой астрологии, базирующейся на мифологических архетипах (она являет аналогию "платоновскому году" или смене эр, основанной на астрономическим явлением прецессии). Полученная эволюционная модель1 позволяет свести все необъятное множество мифологических образов разных народов в единую систему закономерностей, где мифологические образы проясняют астрологические понятия и наоборот. Это способствует легкому усвоению мифологии, демонстрируя преимущества метода аналогий двух целостных систем знания перед дробным изучением отдельных мифов (смысл которых далеко не всегда понятен, если мы рассматриваем вне общей системы мифологии). 
В дополнение к системному подходу, обращение к архетипам выявляет в мифах и образах богов те идеи, которые остаются актуальными по сей день. Они проявляются в явлениях культуры и творчестве людей, и во всех сферах исследования гуманитарных наук. В применении к личности человека эти идеи изучает гуманистическая астрология, основанная астрологом Дейном Радьяром, или астрология архетипов, базирующаяся на наследии К.Г.Юнга. Астрология - более серьезное знание, чем о том полагает досужее большинство, знакомое с ней в телевизионном варианте. Это древнейшее естественно-научное преломление мифологии, которое изначально базируется на методе аналогий. Утверждая: "что наверху, то и внизу"- она возвращает нас к подобию человека и Космоса, которое декларировали мифы древних и эзотеризм средневековья. 
В наше время метод аналогий возродился прежде всего как особое внимание к совпадениям во времени и пространстве, которые не объяснимы доступной логикой и тем не менее кажутся неслучайными: К.Г.Юнг даже подобрал термин для этого явления - синхронизм. Астрология заинтересовала его, поскольку позволяет объяснить этот феномен. Обращение к этой системе знания при рассмотрении архетипов закономерно потому, что она символически описывает понятие времени, основополагающее для нашего восприятия реальности. Древние люди также сначала фиксировали повторы и параллели явлений, но статус закономерностей аналогии получили лишь тогда, когда стали связываться с неизменными законами повторяющихся циклов времени, фиксируемых движением светил, звезд и планет. Так сформировалась единая картина параллелей небесных и земных событий, которая стала первой наукой человечества. 
Подобно тому, как архетипы органически присущи нашей душе, в ней незримо заложена и модель их действия. Архетип нельзя создать, его можно лишь выявить, и эту систему нельзя изобрести: можно лишь понять, что она естественно присутствует в нашей жизни - и прежде всего, как понятие времени, в рамках которого мы мыслим и действуем, как чередование времен года, как смена дней календаря. 
Система астрологии - единственная природная система, которая также описывает и человеческую культуру. Согласно современному дробному научному подходу, мифологи классифицируют божества, психологи - человеческие качества, историки - этапы развития, философы - мысли, выраженные словами, и т.д. И бесчисленное множество этих классификаций отрицают одна другую, потому что они не имеют под собой архетипической основы, универсальной для всех людей. Сами по себе ни образ бога, ни черта характера, ни историческое событие, ни слово не являют архетипа - но они могут вывести нас к нему, если в какой-то момент отразят целостность Человека. Д.Радьяр назвал философией астрологии холизм ("целостность"), и суть астрологического подхода в том, что он рассматривает человека целиком: и его развитие, и его мышление, и его тело, и его действие, хоть это нам очень непривычно. Система астрологии описывает природную основу жизни души, общую для всех. Поэтому она помогает создать картину мира и модели классификации, универсальные в высшем смысле этого слова. Изучая подобие души человека и физического мира природы, она предоставляет гуманитарной науке математически-точную базу для описания явлений культуры. 
Вероятно в будущем, когда метод спонтанных ассоциаций, подспудно используемый для исследования гуманитарных наук, будет применяться более сознательно; когда аналогии станут рассматриваться в системе, а картина древнейших архетипов как базовых компонентов нашего мышления и души будет развернута полнее и более доступна, овладеть ею будет полезно всякому, кто занимается исследованием человека, его творчества и сфер гуманитарной науки2. Обращение к архетипам позволит выявить внутренние основы явлений культуры и деятельности людей, корни смысла их существования, которые предопределяют, каким будет дерево их реализации. Изучение повторяющихся циклов и их архетипического смысла (мировых сценариев событий, которые представлены уже в мифологии) даст возможность с объективных позиций описать историю и даже политику3. 
А главное - метод аналогий поможет связать науку с жизнью так, как они были связаны в глубокой древности. (В перспективе это усилило бы ведущую роль научного знания и интеллигенции в современном мире.) 

1 представленная в нашей книге: Семира и В.Веташ, "Астрология и мифология", 1-е изд. Модэк, Воронеж, 1994 760 с.; 2-е изд. Атон, Спб, 1998, 1100 с.
2 Конкретные возможности использования астрологических аналогий для изучения сфер гуманитарного знания подробнее представлены в книге: Семира и В.Веташ, "Астрология: имя и символ", Спб, Лань, 1997 470 с.
3 попытка чего сделана в статье "Астрология и политика" в книге: "Астрология: имя и символ"