КОНЦЕПЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Большинство из ныне явленных и владеющих умами людей философских концепций - персоналистские, экзистенциальные, психоаналитические, концепции специальной "философской антропологии", феноменологические, прагматические, структуралистские, концепции философов Франкфуртской школы - сложились в первой четверти нашего XX века, а также в годы предшествующие Второй Мировой войне.

Первая половина ХХ в. ознаменовалась поворотом философии к человеку. Отмечая это обстоятельство, основоположник немецкой философской антропологии Макс Шелер еще перед первой мировой войной говорил, что в известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопролсу: что есть человек ?

В 1929 г. Мартин Хайдеггер в своей работе "Кант и проблема метафизики" на новом уровне ставит известные кантовские вопросы: что я могу знать ? что должен делать ? на что я могу надеяться ? что есть человек ? - как чрезвычайно важные для философской мысли. Но, выдвигая эту проблематику, современна философия в отличии от идеализма прошлого рассматривает ее под другим углом зрения. Ее уже интересует не столько вопрос ЧТО, сколько вопрос КАК. Главное внимание уделяется не тому, что мы познаем, что мы делаем и во что мы верим, а тому, как мы познаем, как делаем и как верим. А это, в свою очередь, подводит к иному видению и трактовке предмета человеческого познания, деятельности и веры.

Эти тенденции в постановке философских проблем, и прежде всего проблемы человека, еще ранее получили свое отчетливое выражение у Э.Гуссерля, оказавшего огромное влияние на развитие современной философии. Многие принципиальные положения и идеи феноменологической философии были восприняты и развиты экзистенциалистами М.Хайдеггером, Ж.-П. Сартром, М.Мерло-Понти, К.Ясперсом, основателем "новой онтологии" Н.Гартманом, Максом Шелером, неосхоластом Романо Гуардани и др. и легли в основу современных форм феноменологической философии. Гуссерль одним из первых выдвинул проблемы и идеи, существенно отличающиеся от принципов традиционного идеализма и в значительной степени определяющие специфический облик нашего времени.Критикуя традиционный философский объективизм и так называемую "естественную позицию" Гуссерль омечал игнорирование ими субъективной и активной сторон познания, оставался за скобками сам человек как первоисточник смысловых значений мира, его внутренний опыт, его духовная конституирующа деятельность, а нечто ранее образованное человеком, как условно-ограниченное, признавалось абсолютным и ограничивало его перспективу, его творческие возможности.

Секгодня все явственнее просматривается в новых философских концепциях и подходах общая для них антропологическая в широком смысле или, вернее, антропоцентристская исходна установка. Задача эта чаще всего сейчас решается на базе гуссерлевской концепции интенциональности человеческого сознания с его изначальной конституирующей связью с объектом, так и с помощью других унаследованых от идеалистического трансцендентализма различных априорных схем активного отношени человека к миру. Суть нового подхода заключается тем самым в утверждении экзистенциально и трансцендентально антропологической исходной основополагающей инстанции, в подчеркивании обусловленности мира вещей и наших представлений о них человеком, различными формами его деятельности.На этой основе как бы воссоздается новый, более высокий тип единства человека с миром со своеобразной его онтологической трактовкой. Принцип "человек есть то, что он есть в своем мире" подводит к иной трактовке как его собственного бытия, так и объектов внешнего мира, данность которого также рассматривается и понимается в свете, в проекции той или иной формы конституирующей деятельности человека. Экзистенциально-практический человек относится к миру как к материалу, средству для обретени своей "подлинности", осуществления поставленных целей. Человек, воплощающий в себе некое эмоциональное априори, конституирует мир как совокупность "ценностей" и "благ". Дл теоретического человека действительность определяется и рассматривается прежде всего как мир имманентных "объектов" и "предметов" научного познания, логического и лингвистического анализа.

Любая идеология состоит из трех частей:

  1. Теоретико-методологическа или мировозренческая (в широком смысле) конструкция, оформленная в виде веры, научной теории, комбинированной системы из мифов и теории.
  2. Система пропаганды этой теории.
  3. Система идеологического контроля политики (всегда) и быта (только в тоталитарных вариантах идеологии).

Теоретико-методологшическая и мировозренческая часть концепции затрагивает, как правило, следующие аспекты:

  1. Основы мироздания. Вопросы строения мира. Космогония. Основные закономерности развития мира.
  2. Происхождение и развитие жизни.
  3. Происхождение человека.
  4. Движущие силы, закономерности и основные этапы истории человечества. Вопросы происхождения государства и смысла власти.
  5. Происхождение наций. Роль нации в истории.
  6. Констатация основных проблем текущей ситуации.
  7. Объяснение основных текущих проблем и предложение стратегий их решения.

Мир, человек, духовная жизнь раздваиваются: материальное, природное, закономерное, рациональное противостоят духовному, свободному, спонтанно-иррациональному, ценностному, наука - мировоззрению, научное знание - мудрому постижению смысла вещей.

Ценность и значимость философского учения зависит не только от выбора предмета исследования, т.е. того, что та или иная философия ставит в центр своего внимания - внешние, объективные или внутренние, субъективные формы человеческого бытия, но и от того, для чего и как она исследует избранный ею предмет.


Last modified on: 09.05.97 18:48:26.