ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА: ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Косарев В.В., кандидат физико-математических наук
(статья публикуется в сокращении)

Характерная для западно-европейской культуры моногамная семья возникла лишь с появлением жилища и частной собственности, проблемы ее наследования и кастовой принадлежности к власти. По-видимому, это был также вариант "справедливой дележки": каждый мужчина получал право обладать лишь одной женщиной. Кроме того, ва основе моногамии лежала также возникшая еще в дочеловеческую эпоху программа выбора партнеров из чувства "симпатии" или "романтической любви", ведущая хотя бы на некоторое время к парному браку. Такая же программа реализуется и у птиц, где возможности контроля самца за самками сильно ограничена свободным перемещением. У мужчин наблюдается явная явная склонность к повторению любовных увлечений, для женщин характерно сохранение привязанности на более долгий период.

Основой патриархальной моногамной семьи всегда была зависимость жены и детей от главы семьи. Вопросы вступления в брак решались родителями на основе экономических и политических соображений. Симпатиям же и чувствам вступающих в брак не придавалось большого значения, поэтому они были более характерны для весьма внебрачных отношений. Развитие индустриальной цивилизации привело, начиная с конца XIX в., к массовому вовлечению женщин в профессиональную деятельность, что способствовало приобретению ими экономической независимости, росту их социальной и политической активности, а также кризису патриархальных семейных ценностей и традиций. Экономическая самостоятельность женщин, ликвидировав их зависимость от мужа, существенно осложнила совместное проживание супругов. В развитых странах произошли существенные сдвиги и в отношении детей, которые теперь утратили значение трудовых ресурсов семьи. Благодаря сети современных домов для престарелых, дети стали менее необходимы как опора в старости. При переходе к рассредоточенному акционерному капиталу они также потеряли и свою роль наследников дела, состояния и фамилии. Благодаря открытиям З. Фрейда, А. Кинзи и В. Мастерса со сферы сексуальных отношений было снято табу, приведшее в обществе к сексуальной революции, переосмыслению основных религиозных понятий о нравственности, а также к сексуальному раскрепощению женщины.

Если в XIX веке большинство биологов, подобно христианским богословам, видели единственный смысл и оправдание половой жизни в продолжении рода, то в XX столетии большинство исследователей пришли к выводу о том, что сексуальная любовь у человека не сводится к деторождению.

Согласно легенде, приведенной Платоном в диалоге "Пир", в древние времена существовали андрогины - люди, соединявшие лучшие признаки обоих полов. Поскольку они были физически очень сильны и угрожали Олимпу, Зевс решил их наказать, разделив пополам и разбросал эти половины по всему миру. Эта легенда описывает "идеальную любовь", которую в честь поведавшего о ней Платона называют платонической. Если рас-положить различные виды сексуальных отношений на единой шкале, за пределами которой слева будет любовь по Платону, а справа - проституция, то тогда слева на право расположатся: романтическая любовь, стандартные отношения, выбор по стереотипу и, наконец, максимально отчужденные отношения.

В наше время, когда появилось такое заболевание, как СПИД, люди стараются воздерживаться от случайных связей, но не многие способны выдержать ограничения моногамности. Это одна из причин, которые приводят к большому количеству разводов, а в прошлом нередко к тяжелым драмам и трагедиям. Во-первых свобода выбора партнера внутренне подразумевает и свободу развода, если супружеские отношения складываются неудачно. В наше время, когда область сексуальных отношений также стала предметом научных исследований, хорошо известно, что далеко не все партнеры хорошо подходят друг другу и далеко не всегда отношения могут быть устойчивыми. Поэтому сейчас браку, как правило, предшествует достаточно продолжительный добрачный опыт. Сначала в Скандинавии и Германии, а затем и в других развитых странах все больше молодых людей начинают поиски оптимального партнера с так называемого "молодежного" брака, не закрепляя его официально и не спеша заводить детей.

Одной из причин разводов часто является та особенность женских ролевых программ, которая в некоторых случаях приводит к их полярной смене на разных фазах одного и того же брака. В первой фазе романтической любви оба партнера обычно играют традиционные роли мужчины и женщины. После рождения ребенка женщина находится в более сложном положении, чем мужчина, и потому она обычно продолжает играть ту же подчиненную роль. Когда же дети становятся уже достаточно большими, и женщина получает возможность полноценно работать, она может сменить ролевую программу, если она генетически предрасположена доминировать. В этом случае, если мужчина также обладает доминантной программой, центробежные силы начинают раскалывать семью.

Число разводов растет также и вследствие такого психологического явления, как генерация и накапливание агрессии. Если к паре семейных рыб - цихил - поместить какой-нибудь источник конфликта - третью цихилу, или другую задиристую рыбку, то эта пара будет с ними постоянно драться, поддерживая между собой добрые отношения. Если же теперь убрать объект агрессии, то через некоторое время самец начнет нападать на самку. То же самое происходит в случае супружеских пар. Людей также часто объединяет совместная борьба. Источником конфликта, объединяющим супругов, могут быть соседи, сослуживцы, родственники, подросшие дети переходного возраста. Когда дети вырастают и уходят из семьи, связи между родителями слабеют, но они могут снова окрепнуть с женитьбой детей, появлением внуков и новых родственников. Однако, частое присутствие тещи или свекрови в доме своих дочек или сыновей может привести к объединениям матери с дочкой или сыном против зятя или невестки. Объединение в такие группы обычно также ведет к разводам в молодых семьях.

Все перечисленные причины разводов ведут к появлению социально-психологической установки на возможную временность брачного союза. Этот тип отношений социологи называют "серийной моногамией", подразумевая, что на протяжении жизненного пути таких союзов может быть несколько. Однако, после развода далеко не всем партнерам удается создать новую семью. Проблема осложняется тем, что чем старше люди, вступающие в брак, тем сложнее для них проходит процесс взаимной адаптации к совместной жизни с новым партнером. Поэтому постепенно большинство семей переходят в класс неполных, которые начинают решать свои проблемы в форме, называемой commuter marriage - регулярно-раздельный брак. Эта форма предполагает с самого начала раздельное проживание с определенной степенью сексуальной свободы и экономической независимостью.

В настоящее время хорошо известно, что для обеспечения психологического комфорта и защиты от неврозов каждый член семьи должен иметь свою комнату. Но еще лучше каждому из супругов иметь свою отдельную квартиру в одном доме или свой собственный дом; лучше всего, когда дома супругов расположены по-соседству. Можно ходить друг к другу в гости, помогать в ведении хозяйства, общаться с детьми, но каждый супруг имеет в этом случае как свое, так и общественное имущество, бюджет и территорию, где он один является полноправным хозяином.. В этом случае людям удается избежать развития сил взаимного отталкивания, дорогостоящих бракоразводных процессов и многих связанных с ними неприятностей вроде скандалов о разделе имущества. Процессы же вхождения в брак и возможного развода оказываются размытыми как во времени, так в пространстве, так и в количестве тех, кого можно считать состоящими в браке.

...Во времена отхода от группового брака к парной семье ритуал свадьбы имел значение выкупа, который должна была заплатить членам рода девушка, пожелавшая жить отдельной парной семьей. Во время строгой моногамии на свадьбе родственникам и гостям предъявлялась простыня новобрачных в качестве доказательства "невинности" невесты. Столь строгими были, однако, требования лишь по отношению к женщине. В наше время переход в состояние брака все более становится сугубо личным делом и столь размытым во времени, что этот древний ритуал вообще утрачивает какое бы то ни было значение. Отходит в прошлое и обычай смены фамилий при вступлении в брак. Дети могут взять фамилию матери или отца при достижении ими совершеннолетия.

Хотя законодательство развитых стран постепенно приводится в соответствие с новыми требованиями, нигде в странах западного мира нет возможности зарегистрировать семьи, включающие несколько жен или мужей, хотя в реальной жизни подобные ситуации возникают довольно часто. Если, например, у мужчины возникла внебрачная связь и от нее родился ребенок, то по нынешним законам он не может находиться в браке одновременно с двумя женщинами сразу. До сих пор во многих странах двоеженство преследуется законом. Мужчина в этом случае вынужден либо сохранять прежнюю семью, оставив своего нового ребенка без отца, либо разводиться с первой женой. Наверное, выходом из этой ситуации мог бы быть отказ от регистрации брака вообще и замена его регистрацией отцовства при рождении ребенка, поскольку в наше время в спорных случаях оно может быть установлено путем анализа ДНК. Такой формой брака уже сейчас пользуются многие молодые датчане. Для предотвращения злоупотреблений стоило бы заново переработать законодательство в этой области.

Видимо, надо с самого начала ориентировать молодежь на то, что моногамия является такой же идеализацией, не соответствующей врожденным поведенческим программам человека, как и возможность построения коммунизма, а потому и практически никогда не реализующейся в реальной жизни. Необходимо помнить, что ставка на одного человека подобна хранению денег лишь в одном банке.

pair.gif (9599 bytes)Таким образом, современная семья после спирали эволюции на новом уровне возвращается к древнему групповому браку времен матриархата.. Действительно, так же как и тогда, мужчины должны постоянно поддерживать свой престиж у своих избранниц. Разница состоит в том, что теперь каждый супруг может иметь свой дом и свою индивидуальную жизнь. В настоящее время в развитых странах люди все больше строят отношения в такой форме. Необходимым условием перехода к новым формам семьи является прежде всего достижение достаточно высокого уровня развития нравственности и правового сознания. Очень часто для удержания партнера мужчины прибегают к силе и угрозам, а женщины устраивают мужу или сопернице жуткие скандалы. Проблема ревности решается, по-видимому, правом каждого из супругов на новую романтическую любовь после перехода предыдущей в фазу стандартных отношений. Обычно чувство ревности подобно чувству обиды, возникающей в том случае, когда предприятие, куда вы вложили ваши кровные средства, обманывает вас или отказывается их вернуть. Однако, удачливые любовники, как и во времена группового брака, редко испытывают ревность к мужьям своих подруг. Для новых форм брака необходим также достаточно высокий уровень жилищных условий и технического оснащения быта, однако в области нового мышления о gender problems - проблемах взаимоотношений полов многое нам доступно уже сейчас.


Last modified on: 13.12.97 19:06:08.