Интегральный Холистический
институт "ОМЕГА"

Нью Эйдж

Гостева Анастасия

20 век - век научно-технической революции, создания глобальных телекоммуникационных сетей и массового паломничества в Индию, Непал, Китай, Мексику и Африку, век открыти антибиотиков и повального увлечения целительством знахарством, иглотерапией и тибетской медициной, выхода человека в открытый космос и вместе с тем уходом в себя, поиском внутренних, скрытых возможностей человеческой личности, обращением к различным духовным учителям, век Чернобыля, ядерных испытаний, лесных пожаров и появлени "Гринпис", термина "экологическое мышление", последний век второго тысячелетия, за которым одни ждут Апокалипсиса, а другие - нового возрождения человеческой цивилизации. Точка бифуркации.

Слово "millennium" означает тысячелетие и происходит от латинского "mille" - 1000. Библейское "тысячелетие" - тысячелетний период после второго пришествия Христа, после Апокалипсиса, когда на земле установится Царство Божие. В светской жизни "millennium" стало означать "золотой век " в истории человечества, время предания забвению прошлого и вступления в новую эру. По мере нашего приближения к этой знаменательной дате мы вновь, осознано или нет, поддаемся воздействию мифологии "тысячелетия". Хиллел Щварц, доктор философии Йельского университета в Беркли и автор статьи "Тысячелетние царство" в "Энциклопедии религии" заключает : "Многим кажется, что 2000 год будет действительно тысячелетним рубежом царства Христа".

В беспокойное и смутное время, время катаклизмов и ломки существовавших ранее структур - идеологических, социальных, культурных - люди обращаются к двум крайностям - фундаменталистской церкви и личному духовному опыту. Синтез различных культур и психологических практик, смещение акцента на внутренние, личные ощущения и переживания, выбор собственного пути - "пути, имеющего сердце", - всё это стало основными чертами возникшего в США в середине нашего века движения "Нью Эйдж" - "Новый век". Движения, относительно которого нет ни данных о членстве, ни о более или менее четко определенной философии и догматах. Но во всех крупных американских и европейских городах тысячи людей образуют небольшие группы при магазинах, торгующих религиозной литературой, при образовательных центрах и занимаются йогой, медитациями, изучением мистического христианства, дзэн-буддизма, рейки или древних шаманских практик. Открываются университеты и фонды, образуются холистические центры (от греческого "holos" - целостный, единый). Однако религия - лишь один из аспектов целостной системы движения "Нью Эйдж". "Для нас - это прежде всего новые возможности в жизни, ее целостное восприятие, охватывающее широкий спектр проблем, связанных с телом, разумом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологическое мышление, изменение возможностей в бизнесе ... большее внимание интуиции", - говорит Ральф Уайт, преподаватель философии в Открытом Центре ( Нью-Йорк ) - одной из наиболее успешно действующих организаций "Нью Эйдж". Центр ведет месячный курс обучения для 2500 человек по проблемам целостного здоровья работы тела, духовных запросов, психологической интуиции и внутреннего самосовершенствования .Уолтер Биб, компаньон одной из юридических фирм на Уолл-Стрит, основал его в 1984 году и считает, что в центре в основном обучаются хорошо образованные люди, подобные Бибу, которые считают, что их жизнь в рамках западной культуры не дает им полного удовлетворения. "Они стремятс к более глубокой связи с миром без влияния гуру, медиумов или другой подмены их собственной созидательной деятельности" - говорит Биб.

Основанная в 1962 году в Шотландии община Файндхорн первоначально была известна своими успехами в выращивании больших урожаев на неплодородных землях. В настоящее время здесь проводятся международные конференции по различным вопросам, включая бизнес и предпринимательскую деятельность, и теперь эта община известна, как центр "Нью Эйдж".

Первоначально Американским центром, занимающимся личностными и социальными преобразованиями, был Институт в Биг-Сур ( штат Калифорния ). В течение 25 лет это был центр этического и духовного роста, тренировки понимания творчества, высшего совершенства, массажа и групп социальных действий. После своей поездки в Индию Майкл Мерфи создал Esalen, центр развити философского и религиозного диалога между Востоком и Западом.

Возникновение движения "Нью Эйдж" совпало по времени с кризисом старых научных парадигм в антропологии, социологии, психологии, физике, биологии. Полевые исследования антропологов внутри древних культур Центральной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки, их ритуалов, космогонических концепций, целительских практик и взаимоотношений с природой приходили в чудовищное несоответствие с общепринятыми трактовками. Как писал в своих работах французский антрополог, создатель школы социальной антропологии и постструктурализма Клод Леви-Строс, "западное сознание вынуждено отказаться от мировоззрения, основывающегос на односторонне трактуемой идее прогресса, когда различные одновременно существующие состояния человеческого общества рассматриваютс как разные стадии или шаги единого процесса развития. Так называемые "примитивные общества" не являются ни первобытными, ни "детскими" состояниями человечества. Их принципиальное отличие от технических цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их эволюции не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой".

Книги антрополога Карлоса Кастанеды, попавшего в ситуацию древней индейской магической традиции и на протяжении 30 лет описывающего путь своего движения внутри этой традиции, разрушили привычную для западного сознания картину реальности, породив огромное количество последователей во всем мире и спровоцировав появление потока подобной литературы.

В 1962 году физик и историк науки Томас Кун опубликовал работу "Структура научных революций", которая потрясла основы старого мировоззрения. Кун показал, что существующие в каждый конкретный момент времени научные парадигмы являясь с одной стороны мощными катализаторами прогресса, с другой стороны автоматически исключают из поля рассмотрения факты и наблюдения, не поддающиес интерпретации в рамках существующей модели Вселенной.

В то же время в Чехословакии начинал свои первые исследования молодой психолог Станислав Гроф. К 1967 году, когда он покидает Чехословакию и переезжает в США, было подготовлено более 40 проектов с применением психоделиков, но большинство вовлеченных в них ученых старались уйти от новых наблюдений или объяснить их традиционно. В конце 60-х годов Гроф вместе с группой единомышленников приходят к выводу, что настало время нового психологического направления, которое сосредоточилось бы на изучении сознания и признавало бы значимость духовных измерений психики. Направление получило название "трансперсональной психологии". Помимо исследований психоделиков, разрабатывались вопросы, связанные с явлениями телепатии, ясновидения, психокинеза, психического целительства и была создана техника холономной терапии (все от того же греческого "holos") - немедикаментозный подход, сочетающий контроль над дыханием, побуждающую музыку и сфокусированную работу с телом.

Многие из первопроходцев новых путей мышления в науке на протяжении нескольких лет принимали участие как приглашенные преподаватели в четырехнедельных экспериментальных учебных программах, которые Гроф и его жена Кристина проводили все в том же Эсаленском Институте в Биг-Сур. Среди них были ученые самых разных специализаций и эти междисциплинарные контакты стали основным источником вдохновения для Международной трансперсональной ассоциации, организованной Грофом в 1978 году совместно с Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом - основателями Esalen'а.

В Эсаленских семинарах участвовал и Фритьоф Капра, доктор философии, физик-теоретик, занимавшийся проблемами физики высоких энергий в Парижском и Калифорнийском университетах и в Императорском колледже в Лондоне, автор книги "Дао физики". Вышедшая в свет в 1976 году, эта книга, несмотря на почти полное отсутствие рекламы, была с энтузиазмом принята в США и Великобритании, а к 1984 году она была переведена на десятки языков и, в общей сложности, выдержала тринадцать изданий только на английском языке. Ф.Капра раскрывает глубинную взаимосвязь картин мира физиков и мистиков (даосов, буддистов, индуистов и дзэн-буддистов), находя в современной физике подтверждение древних религиозных учений Востока. Он рассматривает их взаимосвязь и начавшеес в 20-м веке взаимопроникновение культур рационального Запада и мистического Востока как иллюстрацию к древнекитайскому представлению о динамическом равновесии между рациональным и интуитивным, внешним и внутренним, заключенному в символе "тайцзы". Современная физика - это Танец Шивы, владыки танцев, почитаемого индуистами.

По всему миру продаются кассеты с музыкой в стиле "Нью Эйдж", (среди номинаций присуждаемой ежегодно премии "Грэмми" - за лучший альбом в стиле "Нью Эйдж "), видеокассеты с записями тренингов, медитаций, восточных боевых техник и фильмами, соответствующими этой эстетике : от всем известных "Приведения" и "Иствикских ведьм" до более странных и завораживающих, вроде "Коаянискацци" и "Ликов смерти". Образ мышления "Нью Эйдж" породил издательский феномен. Обрушился шквал книг и журналов, исследующих вопросы этой нерелигии. Журналы "Нью Риэлитиз", "Йога джорнэл", "Нью Эйдж джорнэл" имеют огромные тиражи на всей территории США. Аналогичные издания существуют и в Европе.

При этом, согласно социологическим опросам, представители движения "Нью Эйдж" - это самые богатые, хорошо образованные и преуспевающие люди, родившиеся во время "бэби-бума" и после него.

Естественно, не остался вне сферы внимания и трансформации и бизнес. В Клэруотере ( штат Флорида ) проводятся курсы под названием "Метафизический и духовный подход к успеху в бизнесе". Корпорации только в США затрачивают ежегодно сумму примерно в 4 млрд. долларов на оплату консультантов "Нью Эйдж". Среди пригласивших к себе на работу инструкторов "Нью Эйдж" такие компании, как "Проктер энд Гэмбл", ИБМ, "Дженерал моторс", "Форд мотор Компани". Программа курса "Творчество в бизнесе", который ведёт Майкл Рей в Школе бизнеса при Стэнфордском университете, включает медитацию, церковное песнопение и работу воображения, изучение йоги, дзэн-буддизма и ... игральных карт.

В России группы и семинары, пытавшиес заниматься подобными духовными поисками, долгое время существовали подпольно и основной информацией являлись передаваемые из рук в руки анонимные переводы западных авторов в виде выцветших ксерокопий, а также тексты "Розы мира" Д.Андреева, книги Рерихов и Е.Блаватской. В НИИ, обслуживающих Звездный городок и военные программы, пытались заниматься разработкой и изучением проблем психовоздействия, телекинеза, неординарных возможностей человека, но эта информация, равно как и сами исследования, была абсолютно недоступна для непосвященных. Единственным ангажированным в социуме психотерапевтом долгое время оставался В.Леви.

Многие, вероятно, слышали о клубе "Здоровая семья ", организованном Игорем Чарковским, одним из создателей движения "роды в воду" и практики "духовного акушерства", когда родителей начинают готовить к встрече с будущим ребенком начиная с момента зачатия, а беременность и роды рассматриваются как духовная инициация и посвящение. Младенцы посвящают своих родителей. Сейчас в Европе и Америке существует более 600 роддомов по методу Чарковского, ежегодно открываются новые, но мало кто знает, что помимо этого внутри клуба велись исследовани в области психопрограммирования, практиковались медитации "для своих". Независимо от американских исследователей велись работы по изучению контактов с дельфинами, дельфины присутствовали при родах и дети, родившиеся в таких условиях, отличались отсутствием стрессов, открытостью, большими психическими и физическими данными.

Легендарной фигурой является Сергей Наумов, выпускник МФТИ, один из первых учеников философа Г.П.Щедровицкого, он порвал со своим учителем и отправился в "свободное плавание". Говорили о проводимых им "играх на жизнедеятельность", о которых все, кто побывал на них, отказывались что-либо рассказывать. Упоминали о ведьмах-игротехничках и странном образе жизни, который он ведет. Наумов был человеком, организовывавшим вместе с Чарковским "Здоровую семью". Его последнее интервью, данное им в 1990 году, записывалось на магнитофон, но пленка при прослушивании оказалась чистой, а обескураженный интервьюер смутно поведал о человеке, которого "окружает ореол света, легкости и прозрачности" и занимающегос проблемой "сохранения животворности на планете Земля". По словам Наумова, "сейчас земная цивилизация стоит на распутье : для нее есть возможность пойти по трем принципиально различным путям. Один путь заключается в сохранении животворности, другой - в том, что животворность теряется и цивилизация строится на косном, а не на живом (различие Вернадского), а третий путь --попытка освобождения некоторых мест планеты от косного для живого". С тех пор любые попытки найти Сергея Наумова заканчивались фиаско. Говорят, что он живет в Крыму, что занимается развитием второй сигнальной системы у животных, находятся люди, слышавшие, как говорит его кошка, но никакой более достоверной информации нет.

Ломка всех социальных и идеологических структур, начавшаяся после 1985 года, повлекла за собой образование в общественном сознании ( а так же под-, над-, вне- и якобы сознании ) образование лакун, которые тут же были заполнены экстрасенсами-шизофрениками, дающими установки по телевизору и ордами зомбанутых психотерапевтов, не имеющих никакого реального отношения ни к Грофу, ни к Лилли, ни к восточным практикам. За определенную сумму денег вам "вскроют третий глаз" и "разовьют чакры" на коленках. Газеты печатают астрологические прогнозы, абсолютно взаимоисключающие друг друга, а передача "Третий глаз" вызывает ощущение завуалированной порнографии (если воспользоваться критерием Умберто Эко - "порнография - это то, от чего у вас возникает ощущение пошло потерянного времени " ). Всё это, по существу, всё тот же советский образ жизни, перенесенный в другую сферу - вместо секретаря парткома - гуру, вместо трудового коллектива - группа ребёфинга, одним словом - "Медитируйте с нами, медитируйте как мы, медитируйте лучше нас !"

С другой стороны, существуют группы, серьезно занимающиеся собственными поисками, направленными на внутренние развитие, открываютс магазины ("Путь к себе", "Сандаловый Дом ", "Игра в бисер", "Галерея Энергий"), в которых можно купить книги и благовония, привезенные с Востока одежду и украшения, аудио- и видеокассеты, сборы лечебных трав и ритуальные принадлежности. Проводятся семинары и организуются паломнические группы в Непал, в крупнейший Центр тибетского буддизма в Европе - Самье Линг, находящийся в Шотландии. Открываютс турагенства. Записываются аудиокассеты русских музыкантов, работающих и живущих внутри эстетики "Нью Эйдж" ( здесь я должна оговорить, что русский "Нью Эйдж" имеет свои особенности, о которых будет сказано ниже, равно как и о том, какой смысл вкладывается в это понятие людьми, разрабатывающими эти проблемы), наиболее известен среди которых Борис Гребенщиков (побывавший, кстати, в свое время в Эсалене), менее известен Сергей Рыжов, пишущий удивительную инопланетную музыку и сам вызывающий ощущение общения с инопланетянином.

По словам Геннади Широкова, координатора созданной в 1995 году "Холистической сети", в России сейчас существует около 200 холистических центров, ежегодно проводится конференция руководителей этих центров, недавно прошел международный "Синергетический форум", среди участников и организаторов которого физик-теоретик профессор С.П.Капица, директор Института прикладной математики им.Келдыша С.П.Курдюмов, академик Н.Н.Моисеев. Форум был посвящен проблеме устойчивого развития в изменяющемся мире и возможностям междисциплинарного диалога.

Была проведена акция под названием "Вопрошание", которая заключалась в том, что во всех крупных городах России, в которых созданы холистические центры, на самых видных местах в общественном транспорте, на улицах наклеивались листовки с одним из вопросов : "Кто ты ?", "Откуда ты ?", "Зачем ты живешь?". Планируется создание Службы духовной неотложной помощи (Spiritual Emergency Network) - проекта, который Кристина и Станислав Гроф начинали в Биг-Сур и который успешно функционирует в США и Европе. Основная иде заключается в том, что человек, попавший в ситуацию духовного и культурного кризиса может позвонить по телефону в координационный пункт, где после беседы ему будут предложены три телефона добровольных участников этой программы, живущих недалеко от него и с которыми он может войти в непосредственный контакт, если эти три человека по каким либо причинам не понравятся обратившемуся, ему предлагаютс следующие три телефона, но в отличие от традиционного телефона доверия, до тех пор, пока человеку нужна помощь и у него есть личное желание действий, он не оставляется на произвол судьбы.

Созданное 4 года назад творческое объединение "Арт-Полис", занимавшееся первоначально культурными проектами и организовавшее в 1992 году нашумевший в Крыму фестиваль "Дионисий. Катарсис. Крым", в котором использовались практики древних мистериий и ритуалов, осуществляет анализ и разработку эстетики движения " Нью Эйдж " и проводит серии тренингов, по темам " Психология "Нью Эйдж" в индустриально-информационном мире", "Психотехники в бизнесе", "Арттехнологии "Нью Эйдж", которые построены таким образом, чтобы после участия в программе приобретались знания и навыки работы с окружающим миром, как с целостным объектом, производилась коррекция психологических установок восприятия мира.

Однако, как и любое новое движение, "Нью Эйдж" несет в себе массу противоречий. С одной стороны, возникшее в Америке, это движение было ориентировано на западный образ мышления и зачастую пропагандирует слишком легкое и неглубокое отношение к серьёзным проблемам в стиле " fast food " - "Расслабься, раскройся миру, полюби всех, зла нет, есть лишь добро" и другие дешевые вариации на тему важнейших принципов христианства, индуизма, буддизма. Однако любой, кто однажды отваживается на путь духовных поисков знает насколько труден, мучителен и порой смертельно опасен процесс внутреннего изменения, недаром абсолютно во всех традициях говорится об искушениях, подстерегающих неофитов, об испытаниях, которые необходимо преодолеть - достаточно почитать " Жития святых ". Точно также невозможно однажды проснуться с утра, любя весь мир, потому что перед сном получил "установку на добро".

Еще один профанирующий момент связан с практикой продажи инициаций, развития магических способностей за три семинара, курсов целителей, обещающих "международную квалификацию за два месяца" - что касаетс сверхъестественных возможностей, то они никогда и ни в одной традиции они не являлись самоцелью, а, скорее, свидетельствовали о достижении некой промежуточной ступени развития, и тщательно скрывались от несозревших последователей, жаждавших чуда - достаточно почитать все те же "Жития святых". Целительство, являющеес самоцелью, становится функционированием в рамках определенной модели и проявлением гордыни, так как болезнь - не всегда плохо, она может свидетельствовать о проработке определенных внутренних ситуаций, являться тем же испытанием.

Однако, несколько необоснованными кажутся претензии последователей традиционных религий по поводу эклектичности и адаптирования древних практик под временные и материальные запросы. Мне кажется, что родившееся действительно на базе синтеза различных верований и методик, движение "Нью Эйдж" не имеет своей целью приготовление изощренного винегрета для гурманов, забывая о несовместимости и взаимоисключаемости ингредиентов, а скорее является указателем на пространство, содержащее в себе много пустот, где возможно появление чего-то принципиально нового, до сего момента не существующего. Причем во всех сферах человеческого бытия - социальных институциях, образовании, науке, культуре, экономике. Это не лавирование между несколькими традициями на положении "слуги двух господ", а, скорее, ситуация-предтеча, в которой возможны самые неожиданные результаты, и попытки оценки исходя из суммы традиционных ценностей и смыслов в настоящий момент неплодотворны, так же как не возможно было бы описать теорию относительности при помощи математического аппарата Архимеда.

Что же касается отсутстви жесткой структуры, то вспоминается притча Георгия Гурджиева. Будда сидит в медитации под деревом Боддхи, до просветления остаетс три минуты. В это время в Аду царит страшная неразбериха и паника, младшие клерки пребывают в истерике, Сатане докладывают, что через три минуты наступит конец всей их деятельности на протяжении веков, что все пошло на смарку, что теперь человечество будет абсолютно свободно. На что дьявол невозмутимо отвечает - не волнуйтесь, как только он достигнет просветления, мы создадим организованную религию.

Критерии все внутренние, невозможно ориентироваться на внешние нормы. Либо вы чувствуете наступление Нового Века, либо нет. В противном случае-технологизация, виртуальные реальности и флюорисцентные изможденные мальчики и девочки, напоминающие "черные дыры". Имидж-контроль возможен в местах вроде "Птюча" и "Титаника", где стереотипность и запрограммированность обильно приправлены наркотиками, а любые извращения несут элемент новизны лишь первые три раза, потому что потом, встраиваясь в технологию, осточертевают и они.

Но выбор пока есть.
Бог нам в помощь, двуликим.


Last modified on: 24.04.97 21:04:40.