Невозможного

нет!

Общины и

Экопоселения

         в России

 

А  Дзандр  Эс

Много званных, да мало призванных…  

 

Как ни крути, а Россия – общинная страна. И это сидит глубоко в любом русском (и даже не совсем русском) человеке.

И, наверное, поэтому количество общин, созданных и продолжающих создаваться в России, исчисляется уже сотнями. Правда, сейчас в моду вошло словечко «экопоселение». Но, по сути, это о том же. В поисковой системе Яндекса результат поиска по теме «Общины и экопоселения» составил 30 775 страниц и не менее 1 051 сайта.

При этом по неофициальной статистике только одна из десяти общин переживает третью зимовку. А тех, чья история насчитывает десять лет и больше, можно пересчитать по пальцам.

Хоть и щедрая душа Россия, но при этом суровая, что ни говори.

Что же нужно, чтобы создать в России общину (экопоселение) причем так, чтобы она (оно) не развалилась в течение хотя бы трех лет?

 

Создание общины: программа минимум

 

На мой взгляд, самыми важными моментами, необходимыми и достаточными для успешного создания общины являются два: Лидер и Идея.

Естественно, при этом Лидер является носителем Идеи, а Идея вдохновляет Лидера.

Но!!!

Не любой лидер и не любая идея подойдет.

А конкретно:

Идея должна быть актуальной и понятной для масс.

Лидер должен быть харизматичным и обладать сверхъестественными организаторскими способностями.

Тогда, при соблюдении этих  условий, все остальное приложится: появится и земля, и люди, и финансы, и юридическое прикрытие.

Так было с Городом Солнца Виссариона, так было и с родовыми поместьями Мергэ.

Но если с лидерами все более-менее понятно, то какие же основные идеи становятся в России основой для создания общин и экопоселений?

Или, если переформулировать этот вопрос, какие основные типы общин и экопоселений существуют сейчас в России?

 

 


Какие бывают общины?

 

Основных типов общин (и, соответственно, общинных идей) я насчитал семь.

1. Вариант номер один – это общины, созданные вокруг религиозной идеи. Например, тот же Город Солнца Виссариона, который утверждает, что он новое воплощение Христа. Эта идея – идея неоправославия - объединила вокруг себя христиан, разочаровавшихся в ортодоксальной церкви. Или другой пример - Монастырь-Академия лайя-йоги, где люди живут для того, чтобы изучить лайя-йогу и  достигнуть Просветления в текущем воплощении.

2. Отдельный тип общин строится на основе экологических идей. Это как раз то, что правильно называть экопоселениями. Сбережение ресурсов, создание новых экологических технологий, как для жизни, так и для производства – вот то, что объединяет людей.

3. Существуют еще поселения, которые опираются на идею «возрождения традиций». В частности, русских. Жить в избах, водить хороводы, изучать ремесла и с помощью этого восстановить разорванную ныне связь с древней русской культурой – вот основная программа таких общин. 

4. Другая из популярных идей, приводящая к созданию общины – это идея единение с Природой. Жить в единении и в гармонии с природой – это и есть рецепт Счастья, так можно вкратце сформулировать эту идею. Как как-то пошутил И.Калинаускас: «Припасть к звенящему кедру и слиться с ним в экстазе».

5. Менее распространены, но встречается общины, построенные на идее «организовать свою жизнь более эффективно, чем в обществе». Типа: «меньше работать и лучше жить» или хотя бы «меньше работать».

6. Похожий, но несколько отличающийся вариант – это «жить в окружении приятных людей».

7. И в последнюю группу можно объединить общины, решающие различные локальные задачи. Например, воспитание «детей будущего».

 

Пессимизм или реализм?

 

Может быть, читатель упрекнет меня в чрезмерной иронии или даже в сарказме. Не буду спорить – есть немного.

Причин тому несколько. Главная причина – это, с одной стороны, понимание ресурсности общины  для создания более счастливой и осмысленной жизни, а с другой – понимание того, что дело это требует огромных усилий со стороны общинников. И, когда я слышу про идею создания очередной общины, возникает у меня некая пессимистичная убежденность, что в большинстве случаев люди, затевающие общину, с этой задачей не справятся. А если справятся (на примере тех, кто уже справился), то это будет совсем не то, что они декларировали в начале. Но, чтобы не потерять лицо, они еще долгие годы будут изображать «город будущего», живя на деньги, полученные от сдаваемых в аренду квартир.

А может быть мой сарказм вызван моим личным страхом переезда в общину, в ашрам, в экопоселение? Страхом - не справиться, страхом - потерять то, имеешь, не обретя ничего лучшего?

…Трудное это дело создавать в России общину.

Трудное, но интересное.

И, может быть, не все так плохо. Ведь есть и успешные примеры.

И, чтобы не быть голословным, расскажу о трех Российских общинах, в которых мне довелось побывать за последнее время. Эти общины успешно прошли кризис «первой зимовки», а также «кризис третьего года» и даже кризис «первого десятилетия». И в каком-то смысле они стали Типичными Российскими Общинами.  

И, наверное, не случайно именно эти три общины стали инициаторами создания Российской сети экопоселений – организации, которая намеревается объединить все общины и экопоселения России. (Подробнее об этом проекте: http://www.greenlab.ru/gen-project.php).

 

Но, ближе к теме! Итак, три примера типичных российских общин:


Три истории из жизни Российской общины

конца 20-го – начала 21-го в.в.

 

Первое мое знакомство с российскими общинами произошло в 1999 году, когда я вместе с друзьями приехал в общину «Китеж». (Ныне она называется «Некоммерческое партнерство приемных семей "Община Китеж")

Наверное, это самая известная и, пожалуй, самая успешная из всех общин России. Она богата, известна, обширна, пользуется поддержкой правительства. Главная ее идея – это воспитание детей. Причем в первую очередь детей-сирот. Выглядит это так: люди, которые приезжают в общину (желательно педагоги, имеющие несколько своих детей) берут на воспитание еще несколько детей приемных из числа детей-сирот. И воспитывают.

Причем воспитывают хорошо. А также обучают. Причем, обучают тоже хорошо. Учат языки, занимаются искусствами и ремеслами. Нам в Китеже показывали видеозапись оперы «Иисус Христос – суперзвезда», которую дети поставили и сыграли собственными силами. И, по-моему, даже в английской версии.

Если говорить про историю, создана община была в 1992 году. Создана с помощью спонсоров, но, что характерно, при поддержке Министерства образования РФ. Основателем Китежа, автором идеи и вдохновителем всего проекта стал журналист-международник, а также историк-востоковед Дмитрий Морозов. Интересный человек, ничего не скажешь. Он особо не афиширует, но его перу принадлежит довольно известная в эзотерических кругах книга «Дваждырожденные», в которой описываются события древней Индии времен «Махабхараты». Причем, все это он пережил в измененном состоянии сознания, а потом уже записал в виде книги.

Но при этом Дмитрий великолепный организатор (помните, качества необходимые лидеру общины?) - когда нужно жесткий, а иногда даже жестокий. Но эффективный. Это признают  даже его оппоненты.

Первоначально в Китеже жили только дети сироты и дети преподавателей. Сейчас понемногу начинает развиваться программа "Возвращение домой". Ее суть в том, что в Китеж на время передают трудных детей - тех, которые по тем или иным причинам начали прогуливать школу, попали в плохую кампанию, потеряли общий язык с родителями и т.д. Говорят, действует.

Вообще, школа и семья в Китеже слиты практически воедино. Почти все родители работают учителями в школе. Все учителя имеют детей – и своих, и приемных. В общем, границы между обучением и «жизнью» в Китеже практически не существует. По утверждению китежан «так создается уникальная развивающая среда, позволяющая воспитывать детей в условиях реальной жизни, а не в искусственной атмосфере детского учреждения. Собственная ферма позволяет воспитывать детей в любви к труду, готовит их к трудностям реальной жизни».

Китеж поддерживают не только Российские власти. Многие международные благотворительные фонды помогают и финансами, и оборудованием.

И все бы хорошо, но вот жестковато, на мой вкус. И поневоле я сравниваю Китеж с педагогическим лицеем из романа Стругацких «Отягощенные злом».

Для тех, кто не читал. В этом лицее готовили будущих педагогов, готовили, начиная лет с семи, причем в отрыве от семьи. Очень красиво описаны отношения между людьми, раскрыты личности Учителей и лицеистов, показаны различные проблемные ситуации и разрешение этих ситуаций… В общем, у Стругацких получилась некая школа по подготовке святых, которой святые же руководят.

Конечно, это все лишь книга. Так сказать утопия, но…

Все же хочется, чтобы Китеж когда-нибудь стал похож на этот лицей.

Тем более, что название располагает.

Некоммерческое партнерство приемных семей "Община Китеж" - первое и пока единственное терапевтическое сообщество России, которое соединило преимущества семейного устройства и воспитания детей-сирот с коллективными формами воспитания и групповой терапией. Приемные семьи объединены в единый хозяйственно-педагогический комплекс со школой, детским садом, фермой.

Китеж расположен в Барятинском районе Калужской области. Его население насчитывает 50 человек, из них 18 взрослых, остальные дети всех возрастов.
Объединяющая идея - приоритет детских потребностей над эгоизмом взрослых, стремление жить в гармонии друг с другом, с природой и детьми, уважение к общечеловеческим ценностям и родным русским корням.

Среди взрослых - бывший журналист, врач, электромонтер, выпускники педвузов, фермер и многие другие. Людей объединяет вера в то, что в жизни должен быть некий высший смысл - служение детям, а проходить она должна в хорошей компании и вне города, желательно в экологически чистом месте.

Подробности на сайте www.kitezh.org

 

 


Про экопоселение «Гришино» я слышал и читал много и давно: и про лидера проекта – Васудэву (в миру Влада Кирбятьева), и про их семинары и фестивали. Но побывать как-то не доводилось. И вот в этом году, проездом на семинар «Охота за Истиной», мы решили навестить Васудэву и его детище.

Первые впечатления были не ахти… Народу мало. Дома членов общины разбросаны по деревне. Часть на одном берегу, часть – на другом.

Но! Идем купаться, качаемся на гигантских качелях, залезаем на сеновал… Чувствую, что мне потихоньку здесь нравиться.

Но постепенно назревает вопрос: «В чем идея жизни здесь?» Девушки в количестве трех человек не могут внятно ответить. На жизнь в общине слегка жалуются, а сказать, что же держит их в деревне Гришино, толком не могут. «Вот приедет Влад, он вам все разъяснит!»

Ждем Влада. Приезжает типичный хиппи – бородатый, волосатый и улыбчивый. Немного знакомимся и договариваемся на завтра «на поговорить» за чаем.

Вечер. Поход на родник. Закат. Крепкий сон на русских полатях (наконец-то узнал, что это такое). Утро. Восход. Пробежка по утренней росе. Легкий завтрак. И идем к Владу.

В начало...Его дом, где он живет с женой Мариной и маленькой дочкой, стоит у самой реки. Рядом ульи. Все уютно и нарядно. Нас встречают, поют Иван-чаем. Оказывается, раньше Иван-чай был популярным во всем мире напитком, русские купцы поставляли его в Англию тоннами. Пьем Иван-чай с молоком – «по-аглицки». Вкусно. Постепенно начинаем разговор.

Выясняется, что первые экопоселенцы приехали сюда в 1993 году. А вскоре эта небольшая деревня с большим иван-чайным полем посредине стала известной и в России, и в мире.

Потихоньку начинаю выпытывать у Влада про «идею». С трудом, но дело движется. В итоге прихожу к выводу, что идей две. Первая – «природоведческая» - жить в гармонии с природой. А вторая – «культурная» - впитывать и возрождать культуру русской деревни. С этой точки зрения то, что община не изолирована от местных жителей, не минус, а плюс. «Мы у них многому учимся» - говорит Влад.

Исходя из этих двух идей, строится жизнь общины.

Например, создается “живой музей” в старинном доме, построенном еще в 19-м веке. Этот дом-музей является не выставкой экспонатов, а «особым пространством для жизни, где гости Гришино при желании могут провести несколько дней, поучиться традиционным ремеслам и быту».

 Регулярно проходят семинары по народным ремеслам и традициям, а также по всяким эзотерическим темам. Большой популярностью пользуется даосизм (еще бы - растворение в природе!). Все подается весело, хоть есть некоторое чувство, что все же поверхностно («подледная даосская рыбалка» и т.д.).

 Нам пора ехать. Допиваем чай, собираемся, и Васудэва лично перевозит нас на лодке, которую сделал еще в первый год жизни в Гришино. Прощаемся и направляемся в Карелию - в следующую на нашем пути общину «Нево-Эковиль».

Экопоселение Гришино

в вопросах и ответах

Есть ли у вас электричество, газ и т.д.?

Электричество в Гришино есть, правда не всегда и не везде... Водоснабжение: река + родники. Отопление: дрова.

Какие у вас права на землю?

В собственность дают 25 соток, остальное пока в аренду. Арендная плата мизерная.

Чем вы живёте и какие у вас связи с миром?

Живём мы чистым воздухом и красотой неописуемой Земли и Природы окружающей. Все овощи выращиваем сами и делаем заготовки на весь год. Остальные продукты (крупу, масло, хлеб, соль) привозит автолавка два раза в неделю. Кроме того, есть свой автотранспорт, на котором мы ездим в ближайшее село Важины в 15 км, где есть почта, аптека, прод и хоз магазины.

Есть у вас школа и сад для маленьких?

Этого пока ещё нет. Но есть намерение. Мы работаем над созданием семейной школы. Двое девчат учатся у .Щетинина и помогут нам в этом. Есть договорённость с Михаилом Петровичем о выездной школе в Гришино.

Какие у вас есть ремёсла и искусства?

Некоторые режут по дереву, кто-то вышивает, делает открытки из лепестков цветов и листьев. Ткём на ткацком станке, занимаемся войлоко-валянием, керамикой и другими ремёслами.

Если кто-то  заболеет, чем вы лечитесь?

Травами и баней. Есть у нас специалисты по травам и нетрадиционным методам лечения.

А сколько вас сейчас постоянно?

Постоянно живёт 12 человек (из них 2 детей). Возраст от 25 и дальше…

Каков ваш распорядок и питание?

У нас вегетарианское питание два раза в день (завтрак около 10:00, обед в 17:00). Не поощряется привязанность к спиртному и всем формам наркотиков. Существует время тишины (с 22:00 до 10:00). Проживая вместе с нами, вы принимаете участие в приготовлении еды, поддержании чистоты и порядка, и, по желанию, в других хозяйственных работах: огород, заготовка дров, строительство и т.д.

Возможно ли построить дом?

Возможно. Есть и материал, и опытные люди. Всё остальное - от силы намерения...

Подробности - www.grishino.ecology.net.ru

 

 

К сожалению, с лидером Нево-Эковиля Иваном Гончаровым пообщаться мне не удалось – приехали мы поздно, а с утра его ждал бизнес, и как я понял, довольно обширный. Зато Иван перенаправил нас в семью Обручей – Андрей, Лена и куча их детей (то ли пять, то ли семь - они все время бегали, и посчитать их было невозможно).

Все оказалось к лучшему. Нас хорошо приняли, напоили чаем, ответили на все вопросы. Оказалось, что Обручи начинали свою общинную эпопею еще в Китеже. Были они там одни из первых, прожили несколько лет, но потом из-за ряда разногласий с Димой Морозовым уехали из Китежа и перебрались в Нево-Эковиль. Мы немного поговорили про Китеж. Потом разговор вернулся к их жизни. На словах было все просто.

Приехали. Построили дом. Обзавелись хозяйством. В Нево-Эковиле система не совсем обычная для Российских общин – семьи живут самостоятельно, общее лишь информационное пространство. Но, по словам Андрея, этого им как раз не хватало в Китеже – свободы. А здесь они строят свою жизнь так, как хотят.

Спрашиваем у Андрея про идею, которая им движет. Он мне отвечает про гармонию, покой, порядок. На вопрос «Не проявление ли это бегства от сложностей жизни города?» долго думает. Потом честно говорит, что такое возможно, но он пока этого не чувствует.

Разговор переходит на финансы. Выясняется, что они ввосьмером живут на 6 тысяч рублей – это пособия на несовершеннолетних детей и пенсия бабушки. Им хватает, и еще откладывают на крупные покупки – компьютер вот новый купили. Мы удивляемся. Они смеются - земля кормит.

Говорим про землю. А надо сказать, что на плите греются две огромные кастрюли. «Это черви» - говорит Марина. Оказывается, они держат домашнюю ферму червей. А черви – это фабрика гумуса - того самого, который лучшая почва для любых растений. Вот они этим гумусом почву и удобряют, и растет у них там все фантастически. Хлопотно, конечно, но к работе в семье привыкли. Дети помогают.

Детей, кстати, обучают сами. И Андрей, и Марина – оба педагоги. На стене висит расписание занятий. Висит и распорядок дня детей: подъем, зарядка, обливание, завтрак, уроки и т.д. Режим, надо сказать, почти монастырский. Но дети очень живые, открытые.

Вообще, чувствуется некий уклад жизни отличный и от городского, и от деревенского. Не зря через их семью круглый год идет поток гостей. Рождается новый вид туризма – семейный. Иногда сдают им детей «на перевоспитание». А иногда в их «усадьбе» проводятся различные семинары.  Место благоприятствует – рядом красивейшее озеро, сосны. Стоит куча гостевых палаток, строится гостевой дом.

У меня, правда, возникает подозрение, что постепенно «гостевой бизнес» станет основным: будут нанимать работников, покупать продукты в магазинах, и превратятся, в конце концов, в «экологическое поместье».

Но пока слова и дела у Обручей сильно не расходятся. На плите греются черви. На столе лежит томик Кришнамурти с закладками. Нас приглашают приезжать еще. А мне (узнав, что я инструктор Таэквон-До) даже предлагают провести у них какой-нибудь семинар. Прощаемся…

Нас ждет дорога, ребят – занятия с детьми и потом работа по хозяйству. Что ж, у каждого свой путь к той самой гармонии.

Счастливого пути, семья Обручей. Увидимся.

Что такое Нево-Эковиль?

Одно из старейших российских экопоселений. Расположено вблизи деревни Реускула на северо-западном побережье Ладожского озера, в 20 км от карельского города Сортавала и в 270 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Основано в 1995 году группой реставраторов, перебравшихся с острова Валаам, во главе с архитектором Иваном Гончаровым. Первое российское экопоселение, самостоятельно вошедшее в Глобальную сеть экопоселений GEN и получившее поддержку от международной организации "Гайа Траст".

КТО МЫ?

Нас уже 30 человек. Возраст от 2-х до 70 лет. Мы имеем специалистов по разным областям человеческой деятельности. Среди нас есть: архитекторы, лесные инженеры, географы, учителя, инженеры, садоводы… Идея построения "Нево-Эковиль" возникла в 1987 г., первые работы проведены в 1993 г . Оформились как организация в 1995 году.

НАША КОНЦЕПЦИЯ

Деятельность современной цивилизации, а, следовательно, и все последствия этой деятельности, стали соизмеримы планетарным процессам и ресурсам, и от характера взаимоотношений, как в самом обществе, так и общества и природы зависит судьба нашего мира. Необходимо возникновение нового экологического мировоззрения, позволяющего обеспечивать целостность и жизнеспособность всей глобальной экосистемы.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

Наша деятельность развивается по 4-м основным направлениям.

1.Жилой комплекс.

2. Бизнес - производство.

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Экологическая школа.

Все экологично!

http://www.onego.ru/win/pages/nevo

 

Невозможного нет!

 

Вот такие три истории, из которых видно, что создать в России общину или экопоселение вполне реально.  Реально, несмотря на все имеющиеся сложности. Дело, как мы уже говорили, за малым – за актуальной и понятной для масс идеей, а также за харизматичным и эффективным лидером.

Но, если ставить своей целью создание чего-то большего, чем успешная альтернативная социуму форма проживания (выживания!) людей, то, «малым» уже не обойтись.

Нужно великое!

Великая идея и великий человек.

И чем более глобальна идея, на которой строится община, чем более последовательно лидер общины проводит эту идею в жизнь, тем больше шансов, что данная община даст людям не только кров и еду. А ведь в этом и состоит смысл альтернативных поселений: общин, экопоселений, ашрамов и монастырей – давать людям то, что им не дает современное общество – Счастье, Смысл, Свободу.

Так что рецептом создания общины с Большой буквы может стать перефразированный девиз Шотландской общины «Финдхорн»:

 

«Мысли глобально, действуй последовательно!»

 

А невозможного, действительно, нет!

Тем более, в России.