ПУТЬ ИГРЫ

(Наброски к будущей одноименной книге)

 

 

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

ИЛИ

НА ЧТО ПОХОЖА ВАША ЖИЗНЬ

 

«Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом

Мама глядит кругом».

Г.Успенский

 

Помнишь ли ты, читатель, это детское стихотворение? Помнишь – хорошо, не помнишь – не беда. В этом стихотворении описывается как, придя с работы, мама осматривает свой дом, что она в нем видит и как выясняет, что же произошло.

 

А ты, читатель, никогда не пробовал посмотреть на свою жизнь таким вот образом (даже не обязательно, сняв при этом боты). Просто внимательно посмотреть, на что похожа твоя жизнь?

 

Мы делали это неоднократно, и у каждого у нас в разное время получался разный результат.

 

Когда-то жизнь была похожа на школу, и нужно было быть прилежным учеником, чтобы перейти в следующий класс.

 

Когда-то жизнь была похожа на дискотеку, и можно было оттягиваться по полной программе, менять партнеров, веселиться, получать удовольствие самому и доставлять удовольствие всем вокруг себя.

 

А когда-то жизнь была похожа на тюрьму – и нужно было ждать окончания срока наказания, ждать, когда строгие невидимые тюремщики выпустят на волю.

 

Но иногда жизнь была похожа на Игру. И тогда в жизни появлялся и смысл, и радость. В жизни была цель, но был и процесс ее достижения. В общем, всем нам понравилось, когда наша жизнь становилась Игрой, и мы решили сделать это превращение не случайным и периодическим, а постоянным и управляемым. Так родилась Школа Игратехников (об этом чуть позже), так родилась и эта книга. Книга об игре, книга об играх, книга о том, как сделать свою жизнь Игрой.

 

И если, читатель, это звучит для тебя заманчиво то…

 

Сыграем???

 

ИГРА

 

«А что такое Игра?» - спросишь ты, читатель (может быть). Это хороший и не простой вопрос. Попробуй ответить на него сам. Может твое понимание слова «игра» совпадает с нашим, а может, оно будет отличаться. Ведь игра относится к очень многозначным понятиям, таким как жизнь, счастье, любовь, свобода.

 

Люди используют слово игра в самых разных контекстах: игра ума, игра воображения, «это не игра!», честная игра, игра в шахматы, игра в бисер и так далее. Даже определения этого понятия разняться очень сильно. Например, словарь Ожегова утверждает, что слово «Игра» производное от слова «играть». А «играть», в свою очередь, означает «резвясь, забавляться». И все.

 

А труды по психологии определяют игру, как «особый вид человеческой деятельности, характеризуемый наличием элемента условности, а также целью, находящейся в самом процессе игры и т.д. и т.п.». Есть и другие варианты, занимающие промежуточное положение между этими двумя.

 

Поскольку те определения игры, которые нам попадались, нас не очень устраивали, мы решили дать свое определение, которое было бы понятно, удобно и лаконично. И вот в результате длительных и местами даже драматических обсуждений и мозговых штурмов получилось следующее:

 

«Игра – это целенаправленная человеческая деятельность, осуществляемая по заранее определенным и добровольно принятым правилам, и не имеющая заранее определенного результата, главной ценностью которой является получение переживаний».

 

Это мы и будем понимать под игрой в этой книге. Но, продолжим!

 

Итак, главные признаки игры – это определенность и с согласованность правил и неопределенность результата.

 

Кстати по этим двум признакам все процессы, в которые включен Человек, можно разделить на четыре основных класса.

 

1)      Правила и результат не определены – это спонтанность (пример – жизнь маленьких детей). Многие путают спонтанность с игрой, например, говорят о грудном младенце: «Он играет». Разница, на наш взгляд, именно в наличие или отсутствие правил.

2)      Правила не определенны, а результат заранее ясен – рабство. Жизнь большинства детей школьного возраста и некоторых инфантильных взрослых. Кстати, к этому классу можно отнести и традиционное обучение по принципу «не можешь – научим, не хочешь – заставим».

3)      И правила и результат определенны и согласованны заранее – работа. Это удел успешных взрослых (хороший пример – контракт по найму, в котором прописаны почти всё).

4)      И, наконец, четвертый тип человеческой деятельности – это Игра, когда результат заранее не известен, а процесс регламентирован.

Само собой разумеется, что каждый тип деятельности несет в себе черты  других типов, но доминанта всегда позволяет определить, что это: игра, работа, рабство или  спонтанность.

 

 

 

Игра

 

Правила определены

Результат не определен

 

 

Работа

 

Правила определены

Результат определен

 

 

Спонтанность

 

Правила не определены

Результат не определен

 

 

рабство

 

Правила не определены

Результат определен

      

Каждый вид деятельности лучше подходит для решения одного класса задач. Спонтанность – для несознательного обучения, рабство – для несознательного выживания, работа – для сознательного выживания, игра – для сознательного обучения.

 

Хотя с играми не все так просто.

 

ИГРЫ

 

За время существования Человечества было создано огромное количество самых разных игр – простых и сложных, развлекательных и обучающих, взрослых и детских. Игр двигательных и эмоциональных, интеллектуальных и комбинированных. Игр, рассчитанных на одного человека и игр, в которых могут участвовать тысячи игроков одновременно.

 

Люди играли и продолжают играть в игры. Зачем? Давайте разберемся.

 

Итак, для чего же люди чаще всего используют игры?

 

Случай 1.  Купе поезда дальнего следования. До прибытия остается два часа. Ложиться спать глупо, а пиво уже все выпито. И тут встает закономерный вопрос: «Что делать?». «А не перекинуться ли нам в картишки?» - спрашивает один из попутчиков. И два часа пролетают незаметно. Какова в этом случае цель игроков? Скоротать время. Это первый способ использования игр людьми. Идем дальше.

 

Случай 2. Молодежная вечеринка. Отличное настроение. Но хочется поднять его еще. Тот же вечный вопрос: «Что делать?». «А поехали в боулинг!» - предлагает кто-то. И все на ура принимают это предложение, все едут в боулинг. За чем? Ясное дело – за удовольствием. Игра, которая несет в себе фактор неопределенности, но за счет правил делает процесс достаточно безопасным, является отличным средством получения удовольствия.

 

Случай 3. Военные учения. Игра? Игра! С какой целью? Уже из названия следует, что с учебной. Обучающие игры – это термин стал общеупотребительным.

 

Случай 4.  Идет семинар Школы Игратехников. И один из ведущих предлагает сыграть в игру «Подводная лодка». Что произойдет в результате такой игры? Несомненно, время пролетит незаметно, а опытные игроки получат и удовольствие. И даже возможно кто-то чему-то научится. Но главное, на наш взгляд, в процессе игры могут лучше понять себя и окружающий мир, разовьют в себе личностные качества, такие как коммуникативность, креативность, смелость, доброта. То есть участники такой игры разовьются. И это, на наш взгляд, самое прогрессивное и эффективное использование игр.

 

Существуют специальные игры, которые так и называются – развивающие игры. Хотя по большому счету для развития можно использовать любую игру. Однажды на одном семинаре при проработке отношений с деньгами была использована всем известная игра «Очко». Естественно на деньги. По тем же правилам, что играют во дворах, в поездах, тюрьмах и так далее. Но за счет оговоренного заранее контекста каждый из участников смог заметно продвинуться и в самопостижении и в саморазвитии.

 

А вообще игры бывают разные. Существуют самые разные классификации игр. Мы обычно используем классификацию, в которой учитывается два основных параметра:

 

Первый параметр – это доминирующая в игре часть личности игроков. Если в игру больше включено тело (например, городки) – это телесная игра. Задействована эмоциональная  сфера – игра эмоциональная (типичный пример – флирт и другие брачные ритуалы). В интеллектуальных играх, естественно, доминирует интеллект. Возможны комбинированные игры или даже целостные, но доминанту можно выделить всегда.

 

Второй параметр - это количество участников. Один игрок – индивидуальная игра, два – парная, трое и больше – групповая. Таким образом, вырисовывается следующая классификация:

 

 

 

Доминанта

Количество участников

Индивидуальная игра

Парная игра

Групповая игра

Тело

 Городки

Борьба, бокс

Футбол, хоккей

Эмоции

Дыхательные психотехники

Секс, флирт

Хоровое пение

Интеллект

Загадки

Шашки, шахматы

Мозговой штурм

 

Примеры можно добавлять.

 

Есть и другие классификации. Но пойдем дальше.

 

И вкратце осветив тему «игр, в которые играют люди», давайте поговорим о людях, которые играют в игры.

 

Итак…

 

ИГРОКИ, ИГРУШКИ и …

 

Если человек не знает правил, по которым ведется игра, в которую он включен, или эти правила не приняты им добровольно (см. определение Игры), то...  это не Игра (см. тоже определение).

То есть это игра, но не для него. А для него – это рабство, работа или спонтанность. То есть в игре, в которую он включен (а по нашему мнению каждый включен в какую-либо игру), он является игрушкой.

 

Человек, знающий и принимающий правила игры, в которую он включен, – это игрок. Игрока легко вычислить по: а) целеустремленности и б) увлеченности процессом.

 

Вдумчивый читатель уже, наверное, задался вопросом: если тот, кем играют – это игрушка, тот кто играет – это игрок, то кто же тот кто затеял эту игру? Хороший вопрос. Мы называем таких людей Игратехники. Но о них чуть позже.

 

А  пока маленькая рекламная вставка.

 

ВНИМАНИЕ!  Школа Игратехников предлагает вашему вниманию игру «Путь бодхисатвы».

Игра «Путь Бодхисатвы» рассчитана на 2-4 человек, способных прочитать данную аннотацию без толкового словаря и для которых вопрос «В чем смысл жизни?» имеет смысл.

Игра входит в серию игр «Карты Мира» и призвана помочь людям, идущим по трудному и часто запутанному Пути самопостижения и саморазвития.

Игра моделирует человеческую жизнь от рождения до смерти и дает участникам уникальную возможность потренироваться в осмысленном проживания своей жизни.

 

А теперь вопрос. Как ты думаешь, читатель, по задумке создателей этой игры, что в итоге получают игроки? Предлагаем следующие варианты ответов:

 

1)      инфаркт

2)      наследство

3)      жизненный опыт.

 

А теперь правильный ответ:

 

С помощью этой игры игроки получают жизненный опыт, хотя бывает по-всякому. А если говорить серьезно, то получение опыта, на наш взгляд, это главная цель развивающих игр.

 

А технология производства человеческого опыта с помощью игр - это игротехника.

 

Игротехника и ИГРАТЕХНИКА

 

Начнем издалека. В двадцатом веке педагогика и все человечество в ее лице столкнулось с серьезной проблемой. Нарастание скоростей изменений в среде обитания человека снизила эффективность привычных способов получения информации практически до нуля. Знания, умения и навыки, получаемые путем зубрежки, почти не находили применения в реальной жизни, а метод тыка стал сопряжен с огромными затратами времени и энергии, а во многих областях жизни и с огромным риском. Решением проблемы стала игротехника, позволяющая получать информацию об окружающем мире: а) оперативно, экономично, безопасно, б) в сложных и быстроменяющихся условиях, в) на уровне реального опыта.

 

Мы считаем, что игротехника – это индустрия третьего тысячелетия, ибо опыт – это тот товар, который завтра (а в некоторых областях уже сегодня) будет иметь наибольшую ценность в нашем мире.

 

Самый эффективный инструмент получения опыта – это Игра. А самая эффективная технология производства человеческого опыта – это игротехника. Пионерами в этой области стали двое российских (а тогда еще советских) ученых, независимо друг от друга разработавших основы игротехники. Это были Г.П.Щедровицкий и Б.Е.Золотов. Причем в силу своих личных особенностей Щедровицкий в основном исследовал технические аспекты игротехники, а Золотов - игровые.

 

А в1998 году группа сотрудников Центра Гуманистических Технологий «Человек» творчески переработав наследие Щедровицкого и Золотова и объединив эти два направления в одно, разработала новое направление игротехники, сочетающее в себе достоинства обоих подходов. Для того, чтобы отличать эту новую игротехнику от игротехники Щедровицкого и Золотова, это направление было названо  Игратехника (через «а», но с Большой буквы).

 

И, несмотря на то, что Игратехника бурно развивается, некоторые ее принципы и постулаты имеют уже достаточно законченный вид. И настало время вас с ними познакомить.

 

Но сначала игра. Естественно,   развивающая.

 

Условия игры следующие:

1.      Не подсматривая в текст, максимально точно вспомните, что такое Игратехника по нашему определению. То есть закончите фразу: Игратехника – это … (подсказка - семь слов, включая предлоги и союзы).

2.      Запишите свою версию на бумаге.

3.      Сравните свою версию с канонической (последнее предложение главы «Игроки, Игрушки и пр.»). Подсчитайте количество несовпадений.

4.      Переведите несовпадения в баллы по следующей системе: каждое несовпадение учитывайте как 0,7 балла, посчитайте сумму, вычтите эту сумму из 5.

5.      Напишите полученное число на бумаге - это оценка вашей внимательности по пятибальной системе.

 

Сделали? Отлично! А теперь попробуйте отрефлексировать этот кусочек своей жизни.

 

Восстановите в памяти то, как вы читали описание этой игры, как вы к этому отнеслись, как принимали решение играть или не играть. Какие чувства, мысли, образы возникали у вас в этот момент. Также пересмотрите процесс выполнения задания. Вспомните, как вы увидели полученную оценку. Какое отношение он вызвала у вас. Согласны вы с этой оценкой или нет?

 

Это факты. И ваше отношение к ним. А какие выводы вы сделали на основе этого материала? А если сделали, то как вы собираетесь использовать эти выводы в своей жизни?

 

А теперь раскроем интригу. Если вы точно и добросовестно следовали инструкциям, то вы занимались чем? Вы занимались игратехническим актом. С помощью игры вы получили ряд переживаний, а затем, отрефлексировав и осмыслив эти переживания, вы извлекли что? Вы извлекли опыт. Ибо опыт – это отрефлексированное и осмысленное переживание (по крайней мере, по нашему определению).

 

Здесь будет уместно некоторое пояснение. Для большинства людей уровень эмоциональной и уровень ментальной активности соотносятся в обратно пропорциональной зависимости. То есть при максимальных эмоциях разум вырубает (состояние аффекта). И, наоборот: при максимальном напряжении интеллекта человек эмоционально «каменеет». И оба этих крайних случая делают извлечение опыта невозможным. Ибо опыт - это функция от произведения эмоций на рефлексию, а при значении любого из этих множителей близкого к нулю и произведение будет равно нулю. То есть для извлечения опыта оптимальной будет зона средних значений эмоциональной и ментальной активности.

 

Вот мы и приступили к изучению теории Игратехники. И по большому счету все главные постулаты уже обозначили. Если их структурировать, то получиться следующая картина:

 

1-й постулат Игратехники: опыт – это ценнейший продукт человеческой деятельности, поскольку в процессе получения опыта происходит целостное развитие человека, а сам опыт облегчает ему выживание в данной зоне.

 

2-й постулат Игратехники: Для получения опыта необходимы переживания, причем оптимального уровня - необходимого и достаточного для дальнейшей рефлексии и осмысления.

 

3-й постулат Игратехники: Минимаксным инструментом получения опыта является игра, так как в игре с помощью правил можно для каждого конкретного случая можно подбирать оптимальный уровень переживаний.

 

В качестве дополнительного обоснования Игратехники можно использовать модель, описывающую основные факторы, обуславливающие поведение человека.

 

Мы в качестве таких факторов выделяем:

 

1.      Внешний мир в самом его жестком виде, где человек выступает как объект (заломали руки, одели наручники, привезли в тюрьму, бросили в камеру). На Востоке говорят «человек-камень».

 

2.      СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ: привычки, программы и т.д. Человек выступает в качестве машины (по Гурджиеву). Поведение по принципу стимул-реакция, биороботное поведение (по Золотову), а на Востоке говорят «человек-растение».

 

3.      ЭМОЦИИ и ЖЕЛАНИЯ. На Востоке говорят «человек-животное».

 

4.      РАЗУМ. На Востоке говорят «человек-человек».

 

Как происходит адаптация к какой-либо новой (или условно-новой) ситуации?

 

Сначала включается самый примитивный механизм, регулирующий поведение человека. Если он не справляется, то включается следующий механизм – эволюционно более высокий, но, к сожалению, более молодой и, как следствие, менее развитый. Который в процессе адаптации к этой ситуации как раз и развивается. А с ним (с этим механизмом) развивается и человек в целом.

 

Желающие более подробно вникнуть в эту концепцию могут поизучать эту модель в графическом виде (см. приложение). Модель так и называется «факторы, обуславливающие поведение человека». А практикам предлагаю пойти дальше.

 

 


факторы, обуславливающие поведение человека

 

 

 

 

 

 

 


Подпись: ВНЕШНИЙ МИР
(СРЕДА)

 

 

 


 


Итак!

 

Исходя из модели, всю Игратехническую технологию в самом ее примитивном виде можно описать следующим алгоритмом:

 

1.      Участие в игре.

2.      Рефлексия игры, включая факты, эмоции, мысли.

3.      Осмысление полученного материала, то есть соотнесение его с имеющейся картиной мира (это фаза собственно извлечения опыта, поскольку мы под опытом понимаем отрефлексированые и осмысленные переживания, в отличие от многих авторов, которые под опытом понимают сами переживания).

4.      Формулирование выводов, то есть уточнение имеющейся картины мира на основе полученного опыта.

5.      Выбор, т.е. принятие решений о коррекции своего поведения на основе уточненной картины мира.

6.      Планирование этой деятельности.

7.      Подведение итога, в виде рефлексии полученных результатов. Это получение сухого остатка, который можно сформулировать в виде ответов на вопросы:

-        Что я развил в себе в процессе игры?

-        Какой опыт я извлек?

-        Как на основе этого опыта я намерен изменить свою жизнь?

 

Вот такая простая технология. Простая, но отнюдь не легкая. Ведь для того, чтобы использовать ее самостоятельно необходимо: а) хорошо ее знать, б) обладать определенными личностными качествами, в) иметь высокую мотивацию к саморазвитию.

 

Если же чего-то из этого набора не хватает, то на помощь приходят Игратехники. Те, кто готов помочь вам из Игрушки стать Игроком, а из игрока, глядишь, и самому стать Игратехником.

 

Игратехники

 

Во все времена люди играли (и продолжают играть) в игры, получая от этого, кто удовольствие, кто пользу…

 

Но во все времена были люди, для которых Игра являлась не только эффективной формой обучения или способом провести досуг. Игра становилась для них инструментом самопознания и самосовершенствования. И эту Игру они могли творить из самых простых и обыденных ситуаций.

 

Эти люди были Игратехниками.

 

Игратехниками были Ходжа Насреддин и Дон Хуан, многие наставники Боевых искусств и дзенские мастера. Великим Игратехником был Будда Шакьямуни. Немало Игратехников есть и сейчас.

 

Всех их объединяет одно - они создают вокруг себя особое пространство - пространство Игры, пространство Магии, пространство Творчества. И в этом пространстве начинают происходить Чудеса…

 

Игратехников в зависимости от уровня их мастерства можно разделить на три класса:

 

Первый – это Игратехники, создающие игровые пространства в основном с помощью уже известных игр.

 

Второй – это Игратехники, создающие игровые пространства в основном с помощью игр, разработанных ими. Это технологи.

И третий класс Игратехников – это Игратехники, способные творить игру (точнее, Игру!) из чего угодно и где угодно. Это уже демиурги.

 

Вне класса можно поместить мастеров – т.е. Игратехников, которые учат (а точнее рождают) других Игратехников, естественно с помощью Игратехники.

 

Как и любому другому делу, Игратехнике можно учиться. Учиться как профессии, как технологии, как Мастерству. И на сегодняшний день нам известно только одно место, где к процессу подготовки Игратехников подходят системно и целенаправленно. Это место так и называется – Школа Игратехников.

 

ШКОЛА ИГРАТЕХНИКОВ

 

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

 

Ф.И.О.  Школа Игратехников (сокращенно – ШИ).

Родитель.  ЦГТ «Человек».

Ближайшие родственники. Академия фронтальных проблем им. Е.В. Золотова; Московский методологический кружок Г.П. Щедровицкого; линия Нагвалей К. Кастанеды - Дона Хуана; Курсы развития памяти, внимания и мышления И. Алексеева; Г.И.Гурджиев; Дзен...

Место жительства. Москва, С-Петербург, их окрестности, Алтай, Байкал, Урал, Камчатка, прочие просторы России, Земли, Мира.

Цель нынешнего воплощения. Содействие самосовершенствованию человеческих существ.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

 

В 1990 году в истории Человечества произошло знаменательное событие, – родился Центр Гуманистических Технологий «Человек». И практически с первого дня его жизни, Игратехника стала основным его рабочим инструментом. С помощью Игратехники ЦГТ «Человек» вырос, окреп и дожил до наших непростых дней.

 

И все эти годы Люди искали и находили Путь К Себе на наших семинарах «Охота за силой», «Трансзональная адаптация», «Внутренний космос», «Методология самопостижения»... По инициативе ЦГТ была создана Холистическая сеть России, объединившая все наиболее крупные Российские центры духовного развития и личностного роста. В рамках Центра издается вестник Холистической сети России «Мета» и Альманах духовного поиска «Поток», проводятся различные семинары и тренинги, ведется научная работа.

 

А в 1998 году на базе ЦГТ  началось осуществление уникального широкомасштабного проекта, получившего название «Школа Игратехников» или сокращенно - ШИ. Что же такое ШИ?

 

ШИ – это:

- ультрасовременная тренинговая компания;

- это лаборатория и проектная мастерская Будущего;

- это место, где Игра, Обучение и Жизнь сливаются воедино.

 

Продукт ШИ – это Человек. Но не просто Человек, а Человек Здоровый, Сильный, Умный, Гармоничный и Творческий.

 

КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ИГРАТЕХНИКОВ?

Во-первых, в Школе Игратехников не учат. В Школе Игратехников учатся! А, во вторых, учиться в ШИ, можно по-разному:

 

·        Посещать семинары, тренинги, а также индивидуальные сессии по своему выбору.

·        Стать Абитуриентом ШИ и в течение трех месяцев получать помощь по подготовке к вступительным экзаменам.

·        Стать Студентом ШИ, выбрать себе куратора-наставника и приступить к системному обучению, включающему в себя групповые семинары и тренинги,  индивидуальные занятия и консультации, самостоятельную работу.

 

А кроме этого в рамках Школы можно пройти курс Профессионального обучения, овладевая самыми различными техниками и технологиями, созданными для самосовершенствования Человека.

 

 

КОЕ - ЧТО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

или

ИГРА ПОД НАЗВАНИЕМ «ЖИЗНЬ»

 

Вернемся к тому, с чего начали.

 

Итак, мы исходим из того, что жизнь – это Игра.

 

Игра, в которой можно выиграть, а можно и проиграть.

 

Игра, в которую можно не играть вообще, а можно взять тайм-аут.

 

Как в любой игре здесь есть свои правила и своя цель, свое игровое поле и свой игровой инвентарь. И, конечно, есть время, когда эта игра начинается и время, когда она заканчивается.

 

Есть в этой игре Игроки, есть Игрушки, есть и Игратехники.

 

Как их отличить друг от друга? Очень просто! Достаточно внимательно посмотреть.

 

Позиция Игрушек - «Моя хата с краю».

 

Девиз Игроков - «После нас хоть потоп!»

 

А Игратехники живут по принципу  - «Выиграй себе себя сам».

 

А кто Ты, Читатель, в этой игре под названием «ЖИЗНЬ»: Игрок, Игрушка, Игратехник? Устраивает ли тебя твоя нынешняя роль или ты хочешь ее изменить? И если хочешь изменить, то в какую сторону, и что для этого ты готов сделать?

 

Выбор за тобой…

 

Потому, что мы свой выбор сделали.

 

А если ты вдруг решишь, что мы сможем тебе помочь – то…  мы сможем тебе помочь.

 

И для тех, кто дочитал до конца – бонус, даже два. Получайте удовольствие, извлекайте опыт, развивайтесь (нужное осуществить).

 

Бонус № 1   (Задачка от ШИ №1)

 

Полторы курицы за полтора дня снесли полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за два дня?

Бонус № 2  (Задачка от ШИ №2)

 

Сын отца профессора бьет отца сына профессора. Кто кого бьет, если профессор в драке не участвует?

 

* Решать обе задачки лучше в уме,  т.к. обе задачки для ума. (Правильные ответы поощряются.)