Развитие психологической стрессоустойчивости

как необходимый фактор подготовки квалифицированного психолога-практика

 

Некогда мне попалась статья Николая Козлова – создателя Центра практической психологии «Синтон», где он с грустью пишет о молодых психологах, которые не в состоянии применять на практике свои обширные и замечательные знания, умения и навыки. Со временем я повидал немало молодых (и не очень молодых) психологов и был вынужден согласиться с Николаем Ивановичем. И, на мой взгляд, одна из причин низкого мастерства большинства наших молодых (и не очень молодых) психологов – это личная неразвитость. Ибо психолог – это не столько профессия, сколько диагноз. Диагноз здоровой, сильной, гармонично развитой личности. Ведь степень развитости и сбалансированности личностных качеств обуславливает профессиональный успех психолога-практика по меньшей мере также, как степень обширности и освоенности психологических теорий и техник.

Конечно, список качеств, необходимых успешному психологу-практику весьма велик. Но если нужно было бы выделить три самых главных личностных качества, то я назвал бы ум, эмпатичность и, как это не странно, стрессоустойчивость. Поскольку, на мой взгляд, без стрессоустойчивости психологу затруднительно использовать свои профессиональные знания, умения и навыки, будучи даже очень умным и душевным человеком. (Кстати, похоже, что именно низкая стрессоустойчивость мешает многим психологам применять психологические техники по отношению к самим себе. Менять себя – это ведь стресс и какой!)

Итак, на мой взгляд, психологическая стрессоустойчивость – это одно из ведущих качеств успешного психолога-практика, и развивать этого качество необходимо. И хотя исследований на эту тему найти мне, к сожалению, не удалось, все же попробую доказать свой тезис, опираясь на опыт Центра Гуманистических Технологий «Человек», в котором я имею честь и обучаться, и работать. А также опираясь на примеры из практики подготовки других специалистов, в частности подготовки профессиональных спортсменов.

В советском, а ныне в Российском спорте, говоря о технической подготовке спортсмена, помимо разнообразия, освоенности и вариативности техники всегда выделяли и выделяют еще один параметр – помехоустойчивость техники. Без этого качества спортсмен не может успешно применить свои даже великолепно отработанные навыки и умения в условиях соревнований. И здесь тактико-техническая подготовка спортсмена тесно смыкается с психологической подготовкой, хотя последней обычно уделяется и отдельное внимание.

В частности, в подготовке спортсменов высокого класса, особенно в единоборствах и спортивных играх, широко используется метод моделирования «неудобных», а значит, стрессовых ситуаций: несправедливое судейство, непривычные или сложные условия, присутствие недоброжелательно настроенных болельщиков и т.д. Причем даже с некоторым превышением «стрессовости» по отношению к ситуациям, возможным в реальности. И это правильно. Тяжело в ученье – легко в бою!

Но неужели навыки психолога по своей тонкости и сложности уступают навыкам спортсмена? И неужели стрессовых факторов в работе психолога меньше? Неужели работая даже с «удобным» клиентом на психолога не «давит» огромная цена ошибки!? А что, если клиент «неудобный»? В этом случае, по моим наблюдениям, психолог практически всегда начинает следовать одному из трех не самых конструктивных сценариев. Он либо впадает в ступор. Либо отказывается от своей работы, предъявляя претензии клиенту. Либо, чтобы отстроится от помехи (от стрессообразующего фактора), он «загрубляет» свою чувствительность, что  резко снижает эффективность его действий.

Конечно, кому-то повезло с психотипом – у него паранойяльный рисунок личности, он «боец» от Бога, и стресс для него - родная стихия. Но таких лишь 5% по неофициальной статистике А.Егидеса. Что же остальным - ход в психологию заказан?

Конечно, что-то приходит с опытом. Но цена этого - ошибки при работе с клиентами и психологические травмы у самого психолога. Можно ли этого избежать? Конечно, можно! Например, следующим образом.

Вначале необходимо повысить общую стрессоустойчивость будущего психолога-практика. Поскольку в основе большинства стрессогенных факторов лежит боль или вероятность боли, то развитие толерантности к боли гарантированно повысит общую стрессоустойчивость. Примеров хватает, в частности в практике традиционных боевых искусств и в методиках подготовки бойцов специальных подразделений. Конечно, важно при повышении толерантности к боли не загрублять чувствительность к тонким сигналам. Но это уже «дело техники». А в качестве «техники» можно предложить Метод Дозированных Болевых Воздействий (МДБВ), который позволяет не только повысить толерантность к боли, но и научает на фоне боли тонко и точно чувствовать, ясно и быстро мыслить, адекватно действовать.

Повышение общей стрессоустойчивости заметно повышает эффективность работы психолога в стрессовых ситуациях, а также закладывает базу для развития специфической стрессоустойчивости.

Основные подходы в развитии специфической стрессоустойчивости при подготовке психолога-практика можно свести к двум.

Первый подход – это формирование установки на исследовательскую деятельность и личностный рост в стрессовой ситуации. Позиция меняется с реактивной: «Ужас! Ужас! Ужас!» на рефлексивную и исследовательскую: «Интересный и непростой случай! Может быть, я и не справлюсь, но все равно это обогатит меня, как профессионала, и разовьет, как личность».

Второй подход близок к методу развития помехоустойчивости техники спортсменов или к отработке операций спецслужб.

Алгоритм довольно прост:

1.      Выделяются наиболее типичные стрессовые ситуации.

2.      Каждая ситуация моделируется в игровом или учебном виде.

3.      Каждая ситуация проигрывается или отрабатывается до достижения успеха.

Рассмотрим в качестве примера процесс коммуникации – ведущую форму взаимодействия психолога с клиентом.

Можно выделить два основных проявления коммуникативной стрессоустойчивости. Первое – это способность вести эффективною коммуникацию на фоне стресса, так сказать, невзирая на стресс. Например, в условиях дефицита времени, высокой цены ошибки, при усталости, плохом самочувствии, на фоне помех и т.д.

А второе проявление – это способность не терять эффективности при воздействии стрессфакторов, присущих именно коммуникации. Рассмотрим наиболее типичные стрессогенные ситуации, встречающиеся в процессе коммуникации.

Итак, для психолога основными стрессовыми ситуациями в коммуникации с клиентом являются следующие:

1.      Клиент повышает голос;

2.      Клиент широко размахивает руками;

3.      Клиент использует ненормативную лексику;

4.      Клиент использует угрозы или оскорбления;

5.      Клиент использует или пытается использовать рукоприкладство;

6.      Клиент критикует работу психолога, ставит под сомнение уровень его квалификации.

Я убежден, что, проработав хотя бы год, каждый психолог хотя бы раз сталкивался хотя бы с одной из этих ситуаций. Но каждый ли психолог, даже «с опытом» действовал в таких ситуациях эффективно? Думаю, что нет. Психологов, к сожалению, к такому не готовят. (В отличие от официантов.)

И это вдвойне обидно, поскольку существует множество упражнений и игр, позволяющих научиться эффективно действовать в стрессовых ситуациях, заменяя инстинктивную реакцию на сознательный выбор. Например, для повышения той же самой коммуникативной стрессоустойчивости можно использовать целый ряд довольно известных практик: «плохие и хорошие слова», «перекричите друг друга», «астральное каратэ», «ирландский волейбол» и т.д. И вполне возможно, что молодые психологи даже выполняли эти упражнения в процессе своего обучения, но, скорее всего, это происходило бессистемно, нецеленаправленно и вне контекста повышения стрессоустойчивости. А значит нерезультативно, поскольку повышение стрессоустойчивости тесно связанно с процессом личностного роста, а это дело требует подхода и системного, и систематического.

В завершение хочется сказать, что может психолог-практик и не рискует жизнью, как представители спецслужб, но все равно, я бы причислил профессию психолога к разряду экстремальных профессий. Со всеми вытекающими последствиями.

 

Андрей Стёганцев,

Психолог-практик, сотрудник Центра Гуманистических Технологий «Человек»,

действительный член Российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, создатель метода Дозированных Болевых Воздействий