Видение А.Стёганцева по поводу инновационной методологии 4-й волны, сформированное по итогам семинара 20.12.06 г., а также вследствие его собственных размышлений на эту тему

 

По итогам обсуждения текущего положения дел на последнем семинаре, я попытался свести все замечания о «скользких и узких» местах современной инновационной методологии (включая и свои версии) к семи группам. Соответственно, эти семь направлений являются, на мой взгляд, как резервом для повышения эффективности ныне действующей инновационной методологии, так и основой методологии 4-й волны.

Поскольку эти группы включают в себя не только методологические аспекты, я хотел бы предложить использовать вместо термина «инновационная методология» термин «система инновационной деятельности» - по аналогии с системой онтосинтеза  (см. «Онтосинтез жизни», стр. 251).

Итак, на мой взгляд, в системе инновационной деятельности (пока я буду пользоваться этим термином) можно выделить семь основных аспектов.

 

1.      Идеологический (философский, этический, духовный) аспект. (Девизы: «Зачем?» и «Почему?») Использование предельно «тонких» описаний мира, в частности опора на холистическую парадигму. Нацеленность на решение задач из области «высших» человеческих ценностей, а также осуществление всей деятельности на основе них. При обсуждении звучали темы «духовности», «прогрессорства». Я бы добавил сюда и идею «пассионарности» (по Л.Гумилеву).

2.      Методологический аспект. (Девизы: «Что?» и «Как?») Разработка моделей, позволяющих решать сверхсложные задачи современного Мира. Гибкость, а также связь методологии с реальной ситуацией, изначально заложенные в самой методологии. Желательны при этом ее простота и доступность - с тем, чтобы данная методология была понятна заказчикам на этапе предварительного обсуждения и сотрудникам, участвующим в инновационном проекте, на этапе его реализации.

3.      Психологический аспект. (Девизы: «Кто?», «С кем?», «Как кто?». А также «Кто - кого?!) Отношения внутри консультационной команды. Отношения с заказчиками (и отношение «к ним»).  Отношения заказчиков к команде консультантов в целом и к отдельным людям, в частности. Сюда же можно отнести психологическую подготовку консультанта (например, ту самую стрессоустойчивость, готовность работать с мощными энергопотоками и т.д.). В качестве примеров недостаточной проработанности этого фактора говорилось об отношении к чиновникам и олигархам.

4.      Социальный аспект. (Девизы: «Где?» и «Когда?») Учет текущей, как местной, так и государственной экономической, политической, культурной ситуации. Взаимосвязь со средой, в которую погружена та организации, по отношению к которой ведется инновационная деятельность.

5.      Технологический (деятельностный) аспект. (Девиз: «Консультант последним покидает инновационируемое предприятие».)  Доведение проекта до запланированного результата.

6.      Исполнительский аспект. (Девиз: «Мы одна команда».) Включение в разработку программы инновационирования сотрудников данной организации; включение в реализацию этой программы команды консультантов или ее отдельных представителей.

7.       Финансовый аспект. (Что-то сразу не придумал. Но про это на семинаре говорили много и горячо.)

 

В целом я вижу процесс инновационной деятельности новой волны заметно выходящим за рамки консультирования, как такового. Скорее работу консультанта (специалиста по инновационной деятельности) можно сравнить с работой настройщики музыкального инструмента и учителя музыки одновременно.

Предполагаю, что по отношению к трансформируемой организации такой специалист (команда специалистов) будет выступать одновременно как проблематизатор, актуализатор, консультант, фасилитатор, тренер и учитель.

Если рисовать широкими мазками, то процесс трансформации графически можно представить так:

1. Установка контакта (как с организацией, так и с ее средой). Первичная диагностика. Договор о совместной инновационной деятельности.

 

 

2. Слияние и трансформирование. Консультационная команда на время сливается с данной  организацией и погружается в ее среду. Образуется метасистема, однако, команда не теряет в ней своей самости – не растворяется. После этого команда, как система более высокого порядка: а) перестраивает в нужном направлении трансформируемую организацию; б) улучшает среду, в которую данная организация вписана; в) трансформируется при этом сама.

Овал: Среда

 

3. Выход из контакта. Консультационная команда «отстыковывается», оставляя «за своей спиной» усовершенствованную организацию и улучшенную среду, при этом усовершенствовавшись и сама. В дальнейшем поддерживает с организацией информационную связь. Возможно «гарантийное» или «сервисное» обслуживание.