Конец века, конец тысячелетия... Не каждому поколению доводится встретить сочетание таких
календарных вех. Хотя с позиций современного светского сознания в них нет ничего особенного.
Ни экономист, ни демограф, ни представитель естественных наук не найдут здесь достаточных
оснований для завышенных ожиданий или, напротив, особой исторической настороженности. Но с
позиций культуролога все выглядит несколько иначе. Культуролог знает, что как раз в такие
периоды рождаются новые коллективные мифы. Вероятно, здесь скрывается влияние
милленаристского архетипа в нашей культуре - ожидание нового "тысячелетнего царства".
Устами Фукуямы западная культура проговорилась - выдала свое тайное вожделение. В
самом деле, что такое конец истории для нынешних победителей, для процветающих господ мира сего?
Он обещает закрепление этого небывало выгодного и благоприятного положения на вечные времена.
В мифе конца истории проявляется не только традиционный европоцентризм - представление о
западной цивилизации как о наконец-таки найденном непревзойденном образце для всего
человечества, которому предстоит в обозримом будущем уподобиться Западу и тем самым покончить
с опасной и архаичной экзотикой культурно-исторического разнообрази человечества. В этом мифе проявилась и
потребность в цивилизованной стабильности людей, настрадавшихся от неслыханных ранее
катастроф ХХ века. Миф этот объединяет всех тех, на Востоке и на Западе, кто всерьез опасаетс
пробуждения вулкана истории - извержения скрытых вулканических энергий социума, способных вновь
решительно расстроить едва налаживающийс мировой порядок. В этом мифе мне видитс
проявление не столько действительно оптимистической веры, сколько нешуточного
страхаю Этот страх перед Историей оказывается и страхом перед Россией. По меркам цивилизационной
теории Россия - незаживающее темя планеты - одновременно и точка ее загадочного роста, и
крайне уязвимое место. Именно здесь, в промежутке между Востоком и Западом, вулкан истории никак не
может потухнуть, грозя сюрпризами всему тому, что обрело четкие контуры и нормы, отлаженность и
предсказуемость.
В этих условиях весьма важно, не замыкаясь на
трудностях преходного межкультурного периода, учитывать общецивилизационные ТЕНДЕНЦИИ
культурно-ценностного роста, инновационные потоки в сфере массовой коммуникации,
образования и социально выраженной культуры.
В своем поиске таких ценностных представлений
мы основываемся на концепции свободного общества. Свободное общество - это общество, в
котором всем институтам, традициям и практикам, социальным группам (любой природы и масштаба),
способам мысли, самоосознания и связанным с ними типам рациональности доступны равные
возможности для реализации присущих им замыслов о жизни, взглядов на мир и перспективы
исторического развития.
Свободное общество, как принята
культурно-ценностная ориентация и предельна цель исторического развития, является условием
восстановления связей родовой сущности человека со свободой творческой деятельности в любых
областях жизни. Свободное общество - условие восстановления утраченных связей культуры и
социальной практики, условие возможности для каждого человека жить полноценной духовной
жизнью "здесь и теперь", повсеместно и повседневно, а не в отложенном светлом будущем.
На рубеже ХХI века параллельно с переходом к инфраструктурным (сетевым) формам организации и
на их основе можно говорить о формировании по крайней мере четырех "больших (сверхбольших)
технологий":
- технологии здоровья (включающей экологическое проектирование, медицинское обслуживание,
фармацевтическую индустрию, систему социального и медицинского страхования, создание новых
продуктов питания, экологическое сельское хозяйство);
- технологии развити социально-производственных систем (включающей
инжиниринг, технологическое проектирование, предпренимательство, инновационную
деятельность, подготовку и переподготовку кадров, организационное консультирование,
инвестиционную деятельность, финансовую инженерию, информационное обслуживание,
создание сетей коммуникации и связи, строительство и вывод из эксплуатации
промышленных объектов, санацию, маркетинг);
- технологии культурной политики и организации
жизнедеятельности (включающей городское и региональное планирование, демографическое
планирование, планирование семьи, жилищное строительство, организацию быта и инфраструктур,
обеспечивающих качество жизни, рекламу, культурную индустрию, экранные технологии,
политическое консультирование, право, дизайн, средства массовой информации);
- технологии личностного роста (включающей личностную психотехнику, образовательные
технологии различного уровня, системы самообразования, формирование личных
инвестиционных планов, программы повышени мобильности, программы занятости, программы
миграции, программы создания индивидуальных информационных и
инструментально-эпистемических систем).
Каким образом уже сегодня можно реализовывать эти принципы на практике, в каких формах и при
каких условиях? Один из вариантов ответа может выглядеть как проект "АШРАМА СВОБОДЫ", к
разработке и реализации которого приступила инициативная группа Холистической Сети России.
|