![]()
О нас... -Новости Наши проекты...
-Истинные отношения
Наши семинары...-Глобальное Просветление -Школа Игрaтехников -Школа Дыхания -"Ашрам Свободы" -Интелл. Клуб -"Поток"
-Тренинг по эффективной коммуникации
-Рейтинг учителей-Обыкновенное чудо! -Поэма Экстаза -Tрансформ. игра -Бдения -Умные игры -Деньги и духовность -"Континyум" -Трансзон. адаптация -Ци-шоп -Календарь -Форум -Тексты -Cсылки -Карта сайта Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
|
Личностный рост и его критерии. Я обнаружил, что... понятие самоактуализацин оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием. В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова <самореализация личности>, <самоактуализация>, <личностный рост> и т. п. Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти <новые формулы> пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые <одежки> (вместо, например, устаревших <всестороннее развитие личности>, <формирование нового человека> и т. п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные <кентавры>, так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую <почву> заведомо обречены как минимум на несоответствие (а чаще именно <почва> решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенный подход к человеку и его развитию. В свое время Макс Отто утверждал: <Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, яв-ляется вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами. - С. Б. М. М.). Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления> (цит. по: Хорни К.. 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теорети-ческой и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон-цептуальных построений. Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две категории (увы - неравные): <доверяющих> человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и <недоверяющих>. Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение: а) в группе <недоверяющих> (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; в есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком <сущность>; б) в группе <доверяющих> (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной. В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, <что делать> с этой сущностью, чтобы человек стал <лучше>, как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это <лучше> понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и <вложить> в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних означает <внутренний локус оценивания> - ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе. Иннерперсональные критерии ЛР: Целостность. Важнейшее направление ЛР - усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно - целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала <младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся> (П. Тиллих, К. Роджерс..., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, <Я>-реальным и <Я>-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека. Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР- динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных про-тиворечий и проблем и постоянно <быть в процессе> - <скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель> (Роджерс К., 1994, с. 221). Интерперсональные критерии ЛР: Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям. Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с <основополагающим доверием к человеческой природе> и чувством глубинной сущностной общности между людьми. Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший критерий ЛР - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии. Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и <жить с другими в максимально возможной гармонии> (The Carl Rogers..., 1989, р. 251). Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя <творческую адаптацию к новизне конкретного момента> (Ibid.) и <умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности> (Роджерс К., 1994, с. 81). Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном <личностном измерении> способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих направлениях, включение в процесс открытия и обретения себя. Это дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно - ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ... УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. П.Тиллих, К. Роджерс, диалог// Моск. психотерапевтич. журн, 1994. ї 2. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Моск. психотерапевтич, журн. 1993. ї 3. Роджерс К. Взгляд на эволюцию. Становление человека. М., 1994. Хорт К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993 Rogers С. А teoriy of terapy, personality and interpersonal relationsyip, as developed in clitnt - centered flamework.//Psychology: A Study of a Science. 1959. Vol.3 The Carl Rogers reader / Ed. By H.Kirshenbaum, V.Henderson. Bjston, 1989 Шейх Насафи пишет так: <Знай, что говорят о том, что Совершенный Человек есть тот, кто доводит до совершенства четыре вещи: добрые слова, добрые дела, добронравие и познание. А свободный Совершенный Человек есть тот, кто доводит до совершенства восемь вещей: добрые слова, добрые дела, добронравие, познание и отречение от Мира, отшельничество, довольство малым и неизвестность>. |