О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

А. Гиршон

Танец как метафора и не только.

 

Человек живет метафорами, определяя неизвестное через известное, выстраивая реальность как ряды отражений - зеркала, смотрящие друг в друга.

Существуют <Великие Метафоры> - глубокие, традиционные, общеупотребительные, причем <общеупотребляемы> они чаще всего неосознанно. Несколько таких метафор лежат в основе понимания жизни в целом, определяя отношение к внешней и внутренней реальностям.

Одна из них - метафора <жизнь - это война> или, в лучшем случае, <состязание>, битва за правое или просто за свое дело. Когда я живу в этой метафоре, мне важно побеждать, оказываться первым, разгромить врагов, разрушить преграды и стать коронованным победителем. Это может относиться к любой области деятельности - карьере, любви, ремонту и т.д.

Другая, близкая метафора - <жизнь - это восхождение> (Путь). Неявно предполагается, что в жизни есть некоторая вершина (при чем еще более неявно предполагается, что одна), на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться; хотя, пока вы на ней не побывали, это предположение, представляется, по крайней мере, гипотетичным.

Этой метафорой часто описывается <духовный путь> или карьера.

Более <эзотерическая> метафора - <жизнь - это школа>: если мы принимаем ее, то оказывается, что мы приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, обрести какой-либо важный опыт. Неявно предполагается, что таких классов и школ достаточное количество (концепция> реинкарнаций>). В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых - поощряют (метафоры <ада и рая>).

Есть еще одна метафора, не менее <великая>, но гораздо менее <серьезная> и потому менее распространенная в нашей культуре - <жизнь - это танец>, причем даже не столько <танец Бога>, сколько ваш собственный танец с Жизнью.

Эта метафора неявно предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни является партнером по танцу. Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота. Это означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть выбор позиции и движения.

Человек может поступать с метафорами и своей собственной жизнью двумя способами -метафоризировать реальность или реализовывать метафору. В первом случае метафора, рожденная, придуманная или откуда-то позаимствованная, становится картой, иногда более или менее точной, иногда - заменяющей реальность.

Во втором - реализация метафоры пробуждает демиургические силы личности. Правда, жизнь, как всегда, остается самой собой, и лежит за пределами любых метафор.

Интересно посмотреть на сколько концепция <жизнь - это танец> сочетается с использованием танцевально-двигательных техник для личностного развития, терапии и трансформации. Условно можно выделить три основных способа использования танца в этой области:

1. Спонтанный танец, тотальное отпускание тела, увлеченность потоком энергии и движения; используется во многих практиках Ошо и так называемых <шаманских> техниках. Это один из самых простых и эффективных выходов в экстатическое состояние.

К сожалению, зачастую телесные ограничения, отражающие ограничения личностные, никуда при этих процессах не исчезают; поток просто протекает внутри берегов этих ограничений, лишь иногда прорывая себе другое русло. Подобные экстатические состояния кратковременны, но хорошо выполняют регенерационную (освежающую, восстанавливающую) функцию. Дискотека в терапевтическом или эзотерическом контексте.

2. Ритуальные танцы. Работают внутри традиции - реальной (например, индийской или гурджиевской) или <самопальной> (некоторые эзотерические школы танца). В данных техниках танец действительно играет ту же роль, что и в древности - в заданных последствиях движений и поз кодифицируется опыт и определенная картина мира: его сил, стихий и человека в нем.

Естественное ограничение подобных техник - то, что далеко не все вещи, придуманные 2-6 тысячелетий назад, продолжают работать для современного человека - можно сказать, что <объем> собственно личности несколько увеличился, к тому же кардинально изменились условия жизни. Так же эти техники представляют прекрасный простор для квази-духовных спекуляций. Но сам ритуальный подход, прорвав профанную завесу обыденности, может действительно дать возможность прикоснуться к ощущению <священной тайны жизни>.

3. Собственно танцевально-двигатеальная терапия и танцевальная импровизация. Самостоятельное направление, использующее модели современной психологии и выражающее опыт современного городского жителя. Можно сказать, что в этом направлении сочетается игра, исследование и искусство.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной <реальности> к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности (<все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально>). В такой игре танец символически и в то же самое время реально выражает различные жизненные качества и коллизии. Достаточно упомянуть ряд тем, рассматриваемых на занятиях: полеты и падения, поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие другие (Темы взяты из тренинга "ЖитьТанцуя"). Эти темы также являются метафорами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга, но рассмотрение таких <танцевальных метафор> должно стать темой отдельной статьи.

Это исследование: в первую очередь, потому что танец, в котором раскрывается и преобразуется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален, он - как еще неоткрытый материк, ждущий своего Колумба. Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт, возможно, описать как изнутри, так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство взаимодействия танцтерапевта (ведущего) и танцующего.

И искусство, поскольку основные вопросы, которые задаются - что выражает этот танец? Что раскрывается и что еще только может раскрыться в этом танце? И, наконец, КТО ТАНЦУЕТ?

Правда, эта работа не настолько проста, как может показаться на первый взгляд; для получения реального результата она требует реально большой отдачи. Возможно, на это согласится далеко не каждый.

 

Возвращаясь к метафорам, можно сказать, что в первой категории в большей степени реализуется метафора, правда, скорее не метафора танца, а метафора <потока>, во второй -метафоризируется реальность, а в третьей - оба этих процесса происходят одновременно -внутренняя реальность становится танцем и этот танец несет определенное сообщение о жизни и для жизни.

Что же касается места метафоры <жизнь - это танец>, то мне нравится идея Сергея Всехсвятского: <Танец - это последняя метафора>. Последняя в том смысле, что она включает в себя все остальные метафоры - борьбу можно рассматривать как своеобразный танец, также как и любую другую форму взаимоотношений с миром и людьми. Это лишь вопрос точки зрения, если видеть во всех жизненных проявлениях танец - различный по проявлениям, характеру, динамике, то многие проблемы и сложности предстают совершенно в другом свете. И тогда уже не возникает представление, что <мир ополчился на вас> - просто это такой танец, и вы можете научиться танцевать его наилучшим для вас образом. Внутри этой метафоры сохраняется легкость и постоянная возможность изменения, что присуща реальному танцу, просто эти возможности вы начинаете видеть в самой жизни.

Правда, наступает (может быть не для всех) момент, когда следует отбросить все метафоры и встретится с жизнью лицом к лицу, воспринять ее такой, как она есть, за пределами любых метафор и описаний. Только этот предельный опыт невыразим и не может стать предметом статьи.

 

Танцевально-психологические тренинги

<ЖИТЬ ТАНЦУЯ>

Автор и ведущий - Александр Гиршон, танцор, психолог, филолог, худ. руководитель Перфоманс-Трио (Ярославль); директор по науке иисследованиям Российского Отделения Всемирного Танцевального Альянса (WDA), зав. Отделением танцевально-двигательной терапии Института Развития Личности, тренер Международной Ассоциации Свободного Дыхания. Автор и переводчик статей и книг по вопросам психологии, движения и духовных традиций.

Телефоны для записи на тренинги в Москве:

(095) 437-41-01 Ольга Коношенко

(095) 285-75-94 Алексей Васильев

Заказать трениг в вашем городе:

(0852) 56-21-12