О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Волков, 99

Мир един и добр.

Когда мы это говорим, мы понимаем мир, как целостную сущность, состоящую не из отдельных, изолированных др. от друга частей, а из взаимосвязанных др. с другомВ. Волков и составляющих всеобщий, целостный процесс, подобно тому, как различные человеческие органы составляют человека и поддерживают единый процесс его жизни, и лишь в силу ограниченности, неразвитости, непросветлённости, в конце концов, нашего сознания, мы воспринимаем мир фрагментарно, как будто он собран из разрозненных изначально деталей конструктора какаким то неведомым творцом. Единство мира - это не абстракция, а вещь вполне конкретная, и лишь по причине редкого употребления в обиходе, воспринимаемая нами зачастую, как некая мечта, красивый девиз, метафора. Идея единства мира известна с древнейших времён, как составная часть многих философских школ; например в буддизме существовал принцип пратитья - самутпада, провозглашающий взаимосвязь, взаимозависимость всех вещей в природе.

Не вдаваясь в тонкости и глубины философского понимания мира, мы ограничимся психологическим смыслом данной формулы и некоторыми моментами её практического воплощения. Даже говоря об основном члене сущностного, а не процессуального подхода к описанию внутреннего мира человека - о состоянии, мы непроизвольно, даже специально не оговаривая, предполагаем его определённую изменчивость, текучесть, эдакий моментарный срез некоего процесса, состоящего из непрерывной череды различных состояний. Абсурдность попытки ухватить, выделить состояние, отделив его от процесса, иллюстрируется, например, такими высказываниями: "Остановись мгновенье, ты прекрасно", "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" и др... Подтверждением правильности процессуального подхода, свидетельством того, что до нас (людей) это, наконец, доходит, является сам ход развития психопрактик за последнее время, когда центр тяжести постепенно смещался от нацеленности на конкретный результат (бихевиоральный подход, психоанализ) в сторону устремлённости поддерживать процесс (как в гуманистическом подходе, напр. гештальт-терапия или трансперсональная психология), даже если заранее непонятно, к чему он приведёт, как говорит Ст. Грофф в инструкциях ведущим и ситтерам Холотропного дыхания.

Действительно, попытка добиться какого то конкретногоВ. Волков результата, без доверия к идущему по своим законам процессу, может интерпретироваться как соревнование с богом, единственным авторитетом в этой сфере. Наверное правда, должна существовать "презумпция эволюционности", как говорил один мой знакомый, в отношении всех, а уж тем более внутренних, психических, процессов. Возвращаясь к тезису-лозунгу вначале этой статьи, хочется несколько слов сказать о второй части высказывания - о добре, и о связи его с единством, т.е. процессуальностью.

Итак, если мы рассуждаем в процессуальной парадигме, и весь наш мир и находится в общем процессе, из которого только наше аналитическое мышление может выделять под-процессы меньшего масштаба, то какова динамика представленности добра в нём. Как беглый так и более детальный взгляд на процесс, независимо от его масштаба, позволяет предположить нарастание "добротности" процесса от момента к моменту. Если возьмем планетарный масштаб, то, на протяжении всего развития планеты, мы заметим какие то этапы, на каждом из которых добро присутствовало всё очевидней. Для наглядности просто перечислим их в исторической последовательности: материя и возникновение солнечной системы, зарождение жизни, появление человека, формирование человеческого общества, становление и развитие нравственности, интеграция человечества и т.д. Каждый новый этап, несмотря на массу трудностей и ошибок, сопровождающих его, воспринимается даже профаническим сознанием, как более продвинутый, "добротный", по сравнению с предыдущим.

Работу этого принципа можно заметить и в масштабе цивилизаций, отдельных государств, и даже на персональном уровне. Вряд ли мы можем успешно вмешаться в данный процесс; история говорит нам , что любые попытки "повернуть реки вспять" во все времена терпели фиаско. Единственное разумное сотрудничество в данном деле представляется в виде вспоможения, уменьшения помех, этакого каталитического воздействия, насколько нам хватит мудрости, дальновидности и решительности.

Всё это как раз и воплощено в практике трансперсонального подхода к психотерапии, чья кооперативность (по отношению ко всей совокупности законов и сил природы, условно названных нами, для краткости, словом БОГ) и естественность реализована в всем известных психопрактиках этого направления, само название которых (холо-тропныйВ. Волков ) отражает целостность, единство. Можно также заметить, что целостность, единство, процессуальность влияют на выраженность в системе добра и любви также, как и зависит от них.

Можно заметить, что по мере роста значимости любви и добрых взаимоотношений, как частного случая проявления любви, растёт единство и сплочённость людей, как на межличностном, так и на межгосударственном уровне. Люди встречаются, женятся, княжества объединяются, создаются союзы государств и т. д. Планета сейчас воспринимается заметно более целостно, чем, скажем, 5 - 10 веков назад.

Можно, конечно, попробовать подвести под это великое множество различных других мотивов объединения, но, понятно, что это будет проявлением невротической рационализации нашей цивилизации, и подобный вариант мы видим даже в отношениях реальных, нормальных людей, когда прежде чем признаться др. другу в любви, они просто делают вместе уроки, ходят в кино, или совместно делают какое то иное дело. Но истинная причина, мы знаем это, состоит всё-таки в том, "что любовь объединяет сердца".

Итак, придя к некоторому интеллектуальному соглашению, что мир един о добр и даже находится в процессе, нам важно, для того, чтоб не отставать, иметь способ приблизиться и присоединиться к данному процессу. И насколько, упоминаемый выше, процесс Холотропного дыхания соответствует и является, на персональном уровне, проявлением обсуждаемого нами мирового процесса? Буквально: можно ли про человека, находящегося в Холотропном процессе, сказать: "он (этот человек) един и добр?". Бывалый холотропщик, прочтя эти строки не избежит доброй улыбки скрывающей даже более, чем утвердительный ответ. Ну что за вопрос?

Не бывалых и сомневающихся, жаждущих более детального описания процедуры и технологии сего процесса, мы отошлём к трудам, посвящённому данному методу и дружественных ему дыхательным психотехникам, а сами лишь скажем о том, что лучшим доказательством правильности ответа, замаскированного улыбкой бывалого холотропщика, послужит большое сходство, как по терминологии, так и по духу, постсессионого шерринга и вышеизложенного текста.

 

Владимир Волков...май.