О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив
 

Сергей Всехсвятский.

Основы эволюционно-ориентированной терапии.

 

Введение

Развитие психотерапии за последние годы привело к появлению большого числа "ориентированных" терапий: телесно-ориенти-рованная психотерапия, терапия, "ориентированная на процесс", А. Миндела, терапия, "центрированная на клиенте", и т. д. При всем многообразии разработанных техник и подходов большинство вет-вей психотерапии достаточно невнятно отвечают на вопрос о на-чальной и конечной точке терапевтического процесса. Обычным кри-терием ответа на этот вопрос является степень адекватности клиента социуму. То есть сигналом для начала терапевтической работы яв-ляется определенный уровень неадекватности, а моментом оконча-ния - возвращение клиента в рамки социальной адекватности. Ис-пользование этого критерия встречает все большие возражения даже внутри самой психотерапии (примером может служить понятие "ду-ховный кризис", которое Станислав Гроф пытается ввести в психо-терапевтическую ткань как альтернативу понятию "душевная бо-лезнь"). Эти возражения можно суммировать следующим образом:

1. Становится все труднее воспринимать состояние общественно-го сознания как "норму", как <точку отсчета для индивидов. Об-щесоциальные болезни выглядят все более острыми, и состояние со-циума в целом уже можно оценить как "неадекватное".

2. Относительно единое в прошлом пространство общественного сознания становится все более маргинальным и раздробленным, тем самым еще более затрудняя выбор некоей "нормы".

3.Пожалуй, основным возражением является то, что ни личное, ни общественное сознание нельзя рассматривать как нечто статич-ное - они являются непрерывно эволюционирующими структура-ми. История дает нам много примеров, когда нечто, воспринимае-мое социальным сознанием как отклонение и ересь, через короткое время становится нормой -достаточно вспомнить пример Галилея.

4. Скорость протекания социальных процессов в двадцатом веке возросла, и если раньше при выборе точки "нормы" эволюционной динамикой можно было пренебречь, то сейчас это невозможно.

Задачей настоящей статьи является описание принципов пост-роения терапевтической модели и метода, учитывающих данные воз-ражения, то есть в некотором смысле описание "эволюционно-ори-ентированной" психотерапии. Естественно, что масштаб статьи по-зволит представить только самые основные принципы, и изложенный в ней материал является скорее приглашением к диалогу для всех тех, кто интересуется общими вопросами эволюции сознания и вопло-щением эволюционных подходов в терапевтической практике.

Основным принципом эволюционно-ориентированной психо-терапии является то, что, но аналогии с "презумпцией невиновнос-ти", можно назвать "презумпцией эволюционности": каким бы стран-ным, болезненным и "ненормальным" нам ни казалось состояние сознания клиента, его необходимо рассматривать как имеющее ап-риорную эволюционную ценность, как этап процесса развития ин-дивида, в свою очередь являющийся частью эволюции всего чело-вечества.

Чтобы этот принцип не остался пустым лозунгом, большая часть статьи будет посвящена описанию основных тенденции эволюции индивидуального сознания и структурной эволюции общече-ловеческого сознания. После построения основных моделей будут изложены методологические подходы, вытекающие из этих моделей, то есть методология, учитывающая эволюционную изменчивость сознания.

Выбор способа описания.

Для описания процесса эволюции сознания мы будем использо-вать четыре шкалы.

1.Шкала изменении состояния индивидуального сознания. От мо-мента зачатия до момента смерти каждый человек проходит определенную последовательность разнообразных состояний сознания, в которой, при всех индивидуальных особенностях, можно выделить динамические инварианты (то есть параметры, зависимые от време-ни, но общие для большинства людей).

2.Шкала изменений состояния социального сознания. Аналогично предыдущей шкале, и в динамике социального сознания можно вы-делить инвариантные параметры, общие для различных культур и народов.

3.Энцефонографическая шкала. Ни в коем случае не редуцируя сознание к деятельности мозга, мы тем не менее можем заметить очень интересные связи между развитием и усложнением волновой карти-ны мозга, с одной стороны, и динамикой соответствующих состоя-ний сознания, с другой.

4.Шкала языков сознания. Каждому этапу эволюции как инди-видуального, так и социального сознания соответствует вполне оп-ределенный набор языков, которыми сознание пользуется для внут-реннее (между состояниями сознания) и внешней (между индивида-ми) коммуникации. Использование всех четырех шкал одновремен-но позволит нам построить целостное многомерное описание эво-люции сознания в его онтогенетическом (развитие отдельного чело-века) и филогенетическом (эволюция всего человечества) аспектах.

Еще одной задачей, которую выбранный способ описания поз-волит нам решить, является максимально полное и детальное описа-ние точки эволюционного развития, в которой человечество нахо-дится в настоящее время, а также оценка эволюционных перспектив.

Часть 1. Первая эволюционная пара: тенденция к фрагментации и тенденция к интеграции

Мы будем описывать фазы развития сознания через выявление эволюционных сил, играющих на этих фазах ключевую роль. Для первой фазы - формирования структуры сознания этими силами яв-ляются тенденция к фрагментации, то есть к формированию отдель-ных состояний сознания, и тенденция к интеграции этих состояний.

Дерево Жизни: ветвление сознания

Если попытаться выделить основное различие между структурами сознания ребенка и взрослого человека, то скорее всего мы придем к следующему:

- сознание взрослого раздроблено на множество состояний, и все проявления, реакции, способности и т.д. в таком сознании явля-ются "зависимыми от состояния" вплоть до того, что ту информа-цию, которую мы воспринимаем, когда нам грустно, нам легче вспомнить грустя, а то, что мы узнали, будучи веселыми, нам легче вспом-нить веселясь;

- сознание ребенка, напротив, можно описать как "состояние без состояний" или как голографическое нефрагментированное созна-ние.

Естественно, что фрагментация сознания не возникает внезапно, - это есть непрерывный и, за редким исключением, плавный про-цесс, в котором можно выделить ряд этапов. Эти этапы очень инте-ресно коррелируют с появлением новых частотных диапазонов в волновой динамике головного мозга.

1 этап. Время единства. Этот этап продолжается первые (считая от зачатия) два года жизни и соответствует преобладанию А-актив-ности на энцефалограмме. В это время разделение сознания ми-нимально - настолько мало, что им можно пренебречь. Целостное сознание ребенка воспринимает мир как единый поток, не разделяя его на отдельные элементы.

2 этап. Время выделения качеств. Временные рамки этого этапа таковы: 2 года - 5-7 лет. Он соответствует появлению и пре-обладанию 9-активности на энцефалограмме. Ребенок учится выде-лять и узнавать в потоке жизни различные архетипические качества, причем само состояние целостности и единства пока не исчезает. Не изолируя отдельные детали мира, ребенок тем не менее начинает от-личать качество женского от мужского, качество силы от слабости и т.д.

3 этап. Время детального структурирования. Между 5-7 годами и периодом пубертации происходит дальнейшее нарастание фрагмен-тации сознания, чему соответствует появление и преобладание аль-фа и бетта-активности на энцефалограмме. Постепенно ребенок пе-реносит свое внимание от качеств жизни к деталям формы. Создается и совершенствуется аппарат понятий и категорий, абстрактное мыш-ление. Каждый кусочек жизни выделяется и получает в соответствие определенное понятие и имя. В результате этого процесса мы все боль-ше и больше уходим от изначального единого нерасчлененного восприятия жизни и сосредоточиваемся на ее частях - фрагментах, тем самым формируя область структурированного сознания.

Во время периода пубертации заканчивается процесс формиро-вания структуры индивидуального сознания. Многие параметры и функции будут меняться впоследствии, но, с точки зрения структу-ры, сознание взрослого человека и сознание подростка изоморфно.

К вышеизложенному необходимо сделать ряд замечаний:Замечание 1. Все временные и качественные границы (кроме гра-ницы периода пубертации, которая достаточно четко выделена по времени и по качественным изменениям) являются плавными и не-четкими. Это, впрочем, не мешает выделению эволюционных эта-пов.

Замечание 2. Разделенность сознания присутствует даже на самом глубоком уровне, хотя границы между состояниями становятся хо-рошо определенными только в структурированной области.

Замечание 3. Это является одновременно и частотно-фазовой раз-верткой энцефалограммы.

До сих пор мы использовали первую и третью шкалы описания -Для создания многомерной картины сейчас нам нужно подключить к этим шкалам вторую (филогенетический аспект эволюции) и чет-вертую (эволюция языков сознания).

Формирование слоев сознания при развитии социального со-знания происходило очень сходно с разобранным ранее онтогенети-ческим процессом. Другое было бы странно, поскольку широко из-вестный в биологии закон - "онтогенез повторяет филогенез" - не ограничен чисто биологической эволюцией, а остается справедли-вым и для развития структуры сознания. Нам необходимо только найти соответствие между временными и качественными границами этапов онтогенеза и филогенеза.

Первый этап, этап единства, который в онтогенетическом про-цессе занимает два года, в процессе филогенетическом пришелся на миллионы лет биологической эволюции. Он закончился с появлени-ем первых рисунков на стенах пещер и формированием образного мифологического восприятия в человеческом сообществе, т. е. при-близительно 50-100 тысяч лет назад (снова отметим условный, чисто качественный характер временных границ).

Второй этап, выделения качеств, длился несколько десятков ты-сяч лет и закончился появлением первой зачаточной письменности (то есть знакового, а не образного описания реальности) примерно 7-10 тысяч лет назад.

Третий этап. детальное структурирование реальности, продол-жался последние несколько тысяч лет и закончился в двадцатом ве-ке. Со структурной точки зрения последние сто лет филогенетичес-кого процесса эквивалентны периоду пубертации в процессе онтоге-нетическом. Это утверждение будет обосновано немного позднее.

Выделение отдельных состояний сознания происходит не столько через процесс дробления целого на части, сколько через процесс ветвления, а сама структура сознания напоминает дерево. В древнем мифологическом описании мира этот факт человечеству был извес-тен очень давно. Он воплощался через архетипическии образ Дерева Жизни, в той или иной форме присутствующий во всех культурах.

Языки сознания: разговор между ветвями

Стремление сознания к фрагментации привело бы к полному эво-люционному хаосу и к невозможности социальной организации, если бы не сопутствующее ему стремление к интеграции разветвившихся состояний. Чем жестче и четче выделены границы между состояниями и чем многообразнее калейдоскоп этих состояний, тем более важной становится задача общения между ветвями Дерева Жизни. В онтоге-нетическом процессе эволюции эта задача принимает форму орга-низации передачи опыта, накопленного в различных состояниях со-знания, между состояниями. Проще говоря - когда нам грустно, мы не должны забывать того, что узнали, когда нам было весело. В фи-логенетическом процессе задача коммуникации принимает форму структурирования, накопления и передачи опыта одних индивидов другим, без чего была бы невозможна социальная организация об-щества и существование всей нашей цивилизации.

Эту задачу во всех ее формах решает появление и развитие язы-ков, т.е. процессов коммуникации между ветвями сознания. При этом каждый этап фрагментации, ветвления сознания получает адекват-ный механизм компенсации или интеграционный механизм, а имен-но набор языков.

Этап единства, на котором минимальный уровень ветвления все-таки присутствует, в качестве механизма коммуникации имеет язы-ки ощущений и чувств. Их интеграционный потенциал является наи-более глубоким из всех языков сознания, что проявляется, в ча-стности, в факте все более широкого использования телесно ориен-тированных техник и техник эмоциональной работы в современной психотерапии.

Этап выделения качеств порождает свою группу языков - языки образные, мифологические. На протяжении многих тысяч лет эти языки - легенды, предания, ритуалы - являлись для человека ос-новным способом описания и познания жизни, накопления и пере-дачи индивидуального и общечеловеческого опыта. Точно так же в онтогенетическом процессе образные языки - игры, фантазии, сказ-ки - являются ведущими на соответствующем периоде детства.

И наконец, последний этап эволюции сознания, этап детального структурирования, на котором границы между состояниями сознания обретают окончательную четкость, вызывает к жизни новую группу языков - языки знаков, символов и слов. Рациональное, аналити-ческое мышление становится основным внутренним компенсагорным механизмом, а вербальное общение - основным внешним механиз-мом коммуникации.

Замечание 4. Понятие, "состояние сознания" изоморфно понятию "семантическое поле". Чем более жесткими и четкими становятся границы между состояниями сознания в процессе эволюции, тем бо-лее определенными становятся границы семантических полей в язы-ках соответствующего этапа. И чем больше и многообразней Дерево Жизни разветвляется на отдельные состояния, тем изобильнее ста-новятся словари языков и тем менее многозначными их структурные единицы. В языке ощущений и чувств всего, может быть, сотня "слов" и границы между ними практически неразличимы. В языке образов "слов" уже тысячи и границы между ними становятся все более опре-деленными. Ну, а в словари современных знаковых языков входят уже сотни тысяч слов, многозначность семантических полей сведена к минимуму, а границы между словами и понятиями стали уже очень жесткими. Причем только за последние несколько сот лет количе-ство структурных единиц языка (слов) возросло на порядок, что под-тверждает тезис о быстром нарастании фрагментации сознания.

Замечание 5. Ведущими частотными диапазонами на энцефалог-рамме взрослого человека являются альфа (в состоянии покоя) и бета ( в состоянии активности), чему соответствует вербальный процесс внешнего общения и ментальный внутреннего. Преобладающим спо-собом путешествия в более глубокие слои сознания, соответствую-щие тета- и дельта- диапазонам, является сон (возможными марги-нальными альтернативами могут выступать принятие психоактив-ных веществ и сложные медитативные практики). При этом состоя-нию сна со снами, то есть естественному возникновению образного общения между состояниями сознания, соответствует тста- (и отчас-ти альфа-) активность мозга. А состоянию глубокого сна без снов, при котором из всех языков сознания остается только язык ощуще-ний (да и те не осознаются), соответствует дельта-активность мозга. Это описание хорошо согласуется с уже рассмотренной корреляцией появления частотных диапазонов на энцефалограмме и возникновения слоев сознания в онтогенетическом эволюционном процессе.

Замечание 6. Не менее интересными являются наблюдения за ис-пользованием различных языков сознания в психологии и психотерапии. Ранние аналитические школы ориентировались в основ-ном на использование вербальных и ментальных инструментов в терапевтической практике и запрещали телесные проявления и взаимодействие в процессе работы. Следующий этап в развитии психологии - юнгианский анализ и начало гуманистической пси-хологии - связан с очень сильным интересом к образным язы-кам: работа со сновидениями, исследование и использование ми-фологических сюжетов, юнговская "песочница" и т.д. Развитие гуманистической и трансперсональной психологии привело к появлению большого количества телесно-ориентированных, танцевально-двигательных и других техник, использующих в ос-новном языки чувств и ощущений. Наконец, в самое последнее время в психологической теории и психотерапевтической прак-тике наиболее актуальной является задача построения многомер-ной языковой Среды, трансформационного пространства, в ко-тором могли бы найти свое творческое выражение все состояния сознания и которое обеспечивало бы общение между различны-ми его слоями.

Осознание - цветок Дерева Жизни

Рост Дерева порождает функцию, столь важную для последую-щей эволюции сознания, что ее с полным правом можно назвать цветком Дерева Жизни. Эта функция - осознание. Описанный в предыдущих параграфах процесс ветвления приводит, в частно-сти, к разделению изначально нерасчленецной голографической Среды сознания на субъект, имеющий трансцендентную, немате-риальную, бесформенную природу, и объект сознания, являющий-ся совокупностью материальных и нематериальных форм. Для связи двух полюсов разделенной реальности необходима новая эволюционная функция - осознание. Эта функция плавно нара-стает по мере формирования слоев сознания. Это легко увидеть:

в доисторический период развития человечества, в первые два года жизни индивида и в глубоком сне без снов сознание практически отсутствует; в ранний исторический период развития, с двух до семи лет жизни, и во сне со снами осознание проявляется слабо, но отчет-ливо; и наконец, к концу двадцатого века, к концу периода пуберта-ции и тем более у современного взрослого человека развитие осоз-нания достигает своего (конечно, на данный момент) эволюционно-го максимума.

Процесс развития осознания очень сильно зависит от равновесия двух эволюционных тенденций, описанных в этой части статьи: тенденции к ветвлению сознания и тенденции к интеграции разветв-ленных состояний. Нарушение баланса в ту или другую сторону от-рицательно влияет на способность к осознаванию и в филогенетиче-ском и в онтогенетическом аспекте эволюции.

При преобладании тенденции к фрагментации наступающий со-циальный хаос, анархия и напряжение отбрасывали сознание людей в сторону архаичных, инстинктивных моделей простого выживания. В эти эпохи осознание было не просто ненужной, а откровенно вред-ной способностью. Точно так же внутри отдельного человека преоб-ладание тенденции к фрагментации над интеграционной приводит к расщеплению личности и другим проявлениям внутреннего хаоса, делающим осознание все более болезненным и в конечном счете не-возможным.

Существуют два возможных выхода из этой ситуации. Либо вос-становление эволюционного равновесия путем кристаллизации раз-дробленной ткани сознания вокруг диктатуры, "нового порядка", "сильной руки", здоровой части личного сознания. Либо - эволю-ционное растворение, поглощение другим народом, культурой или идеологией, болезнь и смерть индивида.

При преобладании тенденции к интеграции наступает замедле-ние социального и внутреннего развития из-за закрытия от ново-го, "странного", "нарушающего традиции". При этом способность к осознанию тоже автоматически становится нежелательной и даже "подозрительной".

Результатом такого сдвига обычно является та или иная форма социального взрыва, направляющего общество в компенсаторную сторону - анархии, демократии и многообразия форм. А во внут-реннем развитии - кризис смысла или духовный кризис, который в данном контексте имеет позитивную, трансформационную ценность.

Итак, способность к осознаванию, которая, как мы увидим по-зднее, является ключевой на следующей фазе эволюции, требует су-ществования динамического равновесия в первой эволюционной па-ре: тенденции сознания к ветвлению и тенденции сознания к интег-рации. Восстановление и поддержание такого равновесия является одной из основных терапевтических задач.

Часть 2. Вторая эволюционная пара: тенденция к обособлении) осоз-нания и тенденция к осознанию Единого

К концу двадцатого века филогенетический эволюционный про-цесс достиг точки, изоморфной окончанию периода пубертации в процессе онтогенетическом. Это утверждение мы будем доказывать несколькими способами: первый из них вытекает из наблюдений за шкалой языков сознания. Именно в двадцатом веке были развиты и нашли массовое применение искусственные языки - компьютерные, логические и многие другие, - в которых границы между семанти-ческими полями приобрели абсолютную жесткость, а многозначность структурных единиц, присущая естественным языкам, была полнос-тью устранена. То есть сознание достигло крайней точки шкалы "единство-разделенность". И этот факт, и хаотическое состояние социального сознания, и болезненность сознания индивидуального, и низкая эффективность социальных и индивидуальных попыток интеграции показывают нам, что определенная длительная фаза эво-люции сознания закончилась. Дерево Жизни выросло и разветвилось. На нем вырос цветок осознания. Что дальше?

Для моделирования дальнейших эволюционных изменений нам необходимо перейти от описания структуры сознания, которая, как уже было подчеркнуто, не меняется после периода пубертации, к описанию изменений формы сознания. Эти изменения и дадут нам ключ к пониманию второй фазы эволюции сознания. Для описания формы нам нужно ввести новый параметр - мощность слоя созна-ния. Относительную величину этого параметра можно получить не-сколькими способами: во-первых, анализируя сравнительную частоту и яркость проявления различных слоев сознания в тот или иной мо-мент личной или социальной-истории; во-вторых, анализируя сравнительную частоту использования тех или иных языков созна-ния; в-третьих, и это является самым легким путем, но доступным, к сожалению, только для исследования онтогенетического процесса, анализируя спектрограммы энцефалограмм. Спектрограмма по-казывает относительную амплитуду волновой активности мозга для различных частотных диапазонов, что в свою очередь является от-ражением мощности различных слоев сознания.

Спектрограмма энцефалограммы взрослого человека пред-ставлена на рис. 1, и позволит нам прийти к более точной модели сознания.Анализ показывает естественность выделения трех основных слоев сознания и позволяет внести терминологические уточнения в их только сформированного самого молодого слоя дало человеку личное самосознание и возможность ощутить себя отдельным от всего остального, то тер-мин "персональные" или "личный слой сознания" представляется вполне оправданным.

С другой стороны, самый древний и глубокий слой характерен полным отсутствием индивидуального осознания и личных проявле-ний, что делает вполне логичным использование названия "транс-персональный слой сознания".

Немного сложнее обстоит дело с промежуточным слоем, который ранее мы определили как "слой архетипических качеств". Этот слой является связующим звеном между структурой личного и океаном трансперсонального, универсальным переводчиком, транслирующим творческие импульсы из глубины сознания в знаки и формы, понятные ментальным механизмам. Присутствие в этом слое дает человеку ощу-щение причастности всему живому и связи со всеми людьми, что под-тверждается наблюдением за детьми, у которых этот слой только фор-мируется, и исследованием мифов и преданий, пришедших из далекого прошлого, когда этот слой был ведущим в общечеловеческом созна-нии. Этот слой нельзя отнести к чисто трансперсональному - "за-лич-ностному" - потому, что личное восприятие на нем также присутствует, хотя чаще всего в искаженном и ослабленном виде. Все вышесказанное делает вполне естественным введение термина "интерперсональный слой сознания" при одновременном сохранении термина "архетипи-ческий слой".

Еще одним аргументом в пользу введения отдельного термина для обозначения слоя, связующего персональное и трансперсональное в сознании человека, является неоправданно широкое и неаккуратное использование слова "трансперсональное" в современной психологи-ческой литературе и практике. Это слово стало настолько модным и популярным, что используется для обозначения любого "странного" психического феномена или измененно! о состояния сознания. Истин-но трансперсональный опыт является достаточно редким, а обычно измененные состояния сознания приводят к восприятию того или ино-го аспекта архетипического слоя.

Динамика формы сознания. Обособление осознания в утробе лично-сти

Следующим шагом нашего изложения станет описание динамики формы сознания. Изменения формы являются плавными и по-степенными, за исключением одного отрезка, который для нас пред-ставляет особенный интерес. Этот отрезок - период пубертации, на котором форма сознания меняется быстро и сильно. На рис. 3 пред-ставлено сравнительное изображение формы сознания перед (слева) и после (справа) периода пубертации, из которого видно, что в терми-нах эволюции сознания этот период приводит к расширению персо-нального слоя и резкому сужению архетипического слоя. Этот эволю-ционный сдвиг влечет за собой два очень важных следствия.

Следствие 1. Возникновение у подростка чувства отдельности от родителей, друзей, людей вообще; чувства непонятости и одино-чества. Все эти чувства есть на самом деле симптомы выделения, обо-собления личности в океане трансперсонального и резко сузившегося связующего звена между персональным и трансперсональным. В дальнейшем они явятся мощным эволюционным мотиватором.

Следствие 2. С окончанием периода пубертации связан быстрый рост способности к осознанию и самоосознанию. Подросток чув-ствует неотложную потребность ответить на ряд экзистенциальных вопросов: Кто я? В чем смысл жизни вообще и именно моего лично-го существования? Что мною утеряно и что найдено сейчас, когда детство закончилось? И эти проявления становятся легко понятны-ми в контексте изменений формы сознания. Функция осознания, ко-торая у ребенка как бы "разлита" по всему пространству сознания, у подростка и далее у взрослого оказывается заключенной в почти замкнутое, ограниченное пространство личности. Тем самым за счет потери способности (хотя и очень слабо, но присутствующей у ре-бенка) к осознанию архетипического и трансперсонального, повы-шается плотность и интенсивность личного осознания и самоосоз-нания.

Сейчас мы вернемся к тезису изоморфности изменений формы сознания за период пубертации онтогенетического процесса и за по-следние сто лет процесса филогенетического. Ые имея возможности отправиться в прошлое и исследовать мозговую деятельность людей девятнадцатого века, мы вынуждены использовать другие шкалы описания для обоснования этого тезиса.

Достаточно легко заметить тот факт, что за последние сто лет в социальном сознании резко изменилось соотношение проявлений архетипического слоя, характеризующихся использованием образ-ных, мифологических, обрядовых языков, и персонального слоя, ха-рактеризующихся использованием языков знаковых, аналитических, формальных. Почти полное (особенно в развитых странах) ис-чезновение национальных и родовых ритуалов, народных костюмов, песен и танцев, диалектов, преданий и сказок свидетельствует о силь-ном сужении архетипического слоя в социальном сознании. С дру-гой стороны, быстрое развитие науки, унификация и формализация всех сторон жизни человека, бюрократизация социума свиде-тельствует об усилении (если не сказать гипертрофии) персонально-го слоя вместе с соответствующими компенсаторными механизма-ми.

Таким образом, рис. 2 изображает не только различие формы индивидуального сознания до и после периода пубертации, но и раз-личия формы социального сознания на отрезке 19 век - конец 20 века. Соответственно и оба следствия, сформулированные для индивидуального сознания, остаются справедливыми для сознания соци-ального. Так же, как и любой подросток, человечество в целом му-чается проблемами потери единства между людьми и людей и при-роды, потери ощущения смысла жизни и развития, экзистенциаль-ного одиночества и беспомощности. И так же, как и у любого под-ростка, у человечества проснулась и стала крепнуть способность осоз-навать жизнь, осознавать свои действия и нести за них ответст-венность. За эту способность мы заплатили дорогую цену, но, по-видимому, иначе было невозможно.

Попытка эволюционной экстраполяции

Мы подошли к описанию эволюционных процессов, близких к нам по времени, что требует введения определенных предположений относительно направления эволюции. С другой стороны, у нас уже накопилось достаточное количество материала для попытки экстра-полировать процесс эволюции, то есть описать возможные эволю-ционные сценарии ближайшего будущего. С другой, - известно, сколь неблагодарными оказываются большинство попыток будущее предсказывать. И тем не менее со всей возможной осторожностью мы двинемся вперед, сделав для подстраховки еще два замечания по поводу техник эволюционной экстраполяции.

Замечание 7. Описывая динамику любого эволюционного па-раметра, мы использовали его "среднее" значение, то есть значение, присущее социальному большинству, или значение, усредненное для определенной возрастной группы. Реальные' значения этих параме-тров для реальных людей всегда подчиняются статистическим зако-номерностям (скорее всего, простому гауссовскому распределению), то есть в социуме всегда есть люди со значительным отклонением тех или иных параметров от среднего (например, большей или мень-шей степенью ветвления сознания, большей или меньшей спо-собностью к осознаванию). Зная направление изменения усреднен-ного значения какого-либо эволюционного параметра и зная зако-номерность осуществления маргинальной социальной группы, уже имеющей измененное значение этого параметра, можно предполо-жить, что в недалеком будущем эти закономерности можно будет заметить в большей части социума.

Замечание 8. Повсюду в этой статье мы придерживались правила параллельного изложения динамики онтогенетического и филогене-тического процессов. Сейчас настало время изменить формулировку основного закона связи между ними. Вместо "онтогенез повторяет филогенез" точнее будет сказать, что онтогенетический и филогене-тический процессы зеркально отражают друг друга и являются па-раллельными проявлениями общей структурной эволюции сознания. Как было показано ранее, филогенетический процесс к концу двад-цатого века привел нас в точку, эквивалентную концу периода пу-бертации, то есть "трудному подростковому периоду". Но в онтоге-нетическом процессе нам известны и последующие точки! То есть наблюдение за различными вариантами онтогенетического разви-тия позволит нам сформулировать различные филогенетические сце-нарии.

Переход от первой эволюционной фазы ко второй, то есть период пубертации личного развития или последние сто лет развития соци-ального, характеризуется изменением направления сознания. Мно-гие тысячи лет человечество занималось изучением и познанием мно-гогранного мира форм, его окружающего, снаряжая экспедиции во все уголки земли, открывая и описывая бесчисленные виды расте-ний и животных, делая все новые технические открытия. Будто ка-кая-то сила заставляла людей забраться во все мельчайшие проявле-ния формы, осознать их, дать им имя и место в картине мира. Апогей этого процесса пришелся на вторую половину девятнадцатого века, когда наука всерьез подумывала о том, чтобы объявить процесс по-знания форм завершенным. Мы все знаем, что за этим последовало. Появился Эйнштейн, квантовая физика, и столь твердое, уютное, радующее глаз здание науки рассыпалось и растворилось в зыбком пространстве волновых теорий. Но одновременно с Эйнштейном появился Фрейд, который отвлек внимание людей от рассыпающе-гося мира внешних форм и предложил им осознать и исследовать мир форм внутренних - совокупность личностных структур. Тем .самым (см. рис. 1) произошел поворот осознания на девяносто гра-дусов. Быстро поняв, что мир форм или субъектов внутренних точно так же не дает возможности обрести утраченное единство, как и мир субъектов внешних, осознание развернулось еще на девяносто гра-дусов и оказалось направленным на архетипическое и трансперсо-нальное. Произошло это с появлением аналитической психологии Юнга, столь большое внимание уделяющей мифам, снам, образам и т. п., и особенно с появлением гуманистической и трансперсональ-ной психологии, впрямую сосредоточившихся на работе с глубин-ными слоями сознания.

Описанный процесс подтверждает тезис замечания 7. Во все века, во всех народах и культурах были отдельные люди и группы людей, занимающиеся познанием трансперсонального и трансцендентного. Но их деятельность в подавляющем большинстве случаев имела зак-рытый, эзотерический характер и, мягко говоря, не приветствовалась социумом (вспомнить хотя бы Сократа и Христа). Конечно, нельзя сказать, что в настоящее время принципы трансперсональной пси-хологии разделяет большинство людей. Но их количество постоян-но и быстро растет, издаются книги, проводятся семинары, то есть медиана социального сознания наконец-то приближается к той точ-ке, в которой раньше были лишь единицы.

Очень похожие изменения в направленности осознания проис-ходят и в личном развитии. Осознание ребенка направлено вовне на мир внешних форм, он активно исследует и познает его. Способность к рефлексии на этом этапе минимальна и скорее всего является эво-люционно ненужной. После пубертатного периода интерес к внешним формам заметно угасает, но возникает интерес к формам внутрен-ним, желание "разобраться в себе". Если это исследование обеспечи-вается адекватными инструментами, то личность, его проводящая, очень быстро понимает: тайна, которую она стремится постичь, то утерянное Единое, которое она так стремится найти, находится в глубине сознания.

Таким образом, в начале второй эволюционной фазы осознание изменяет направление на противоположное, меняя ориентацию с объектов на субъект, с мира внешних форм через личностный слой сознания на трансперсональный слой.

Это приводит к абсолютно иному качеству эволюционного про-цесса. И самое главное отличие состоит в том, что эволюционный процесс оказался интернализован личностью, тем самым сильно ус-корившись, так как его объектами оказались не инерционные био-логические структуры, а текущие и быстро изменяющиеся структу-ры личностного слоя сознания. Интернализация произошла в два этапа: сначала процесс ветвления сознания создал внутри каждой личности все эволюционное многообразие (о эта толпа субличностей, знакомая каждому исследователю собственного эго!), а затем про-цесс разворота осознания оказался той закваской, от которой буль-он структур личности пришел в быстрое движение.

Сейчас мы готовы сделать два основных предположения относи-тельно направления и характера эволюции сознания на второй фазе.

Предположение I. Ближайшей крупной эволюционной целью яв-ляется расширение осознания за пределы персонального слоя, его переход в трансперсональное и, в конечном счете, осознание единства и целостности Дерева Жизни, то есть всей структуры сознания.

Это предположение выглядит хорошо обоснованным, так как трудно представить, что осознание, совершив поворот к трансцен-дентному и трансперсональному, сможет остановиться на полпути, не дойдя до корней Дерева Жизни, то есть до восстановления цело-стности всей структуры сознания.

В качестве исторической ссылки, также подтверждающей это пред-положение, можно сослаться на формулировку Гегеля, который ска-зал, что "эволюция есть не что иное, как попытка Мирового Духа осознать самого себя".

Чтобы сделать следующее предположение о процессе перехода осознания в транснерсональное, мы воспользуемся другим метафо-рическим рядом, не менее древним, красивым и глубоким, чем мета-фора Дерева Жизни. Это метафора Второго или Духовного Рожде-ния.

Предположение 2. Процесс перехода осознания из персонального слоя сознания в трансперсональный изоморфен процессу физического рождения.

В этом изоморфизме личность играет роль утробы, осознание -младенца, архетипический слой сознания - родового канала, а транс-персональный - внешнего мира, в который младенец рождается.

Попробуем обосновать это столь поэтическое, а следовательно, достаточно рискованное с научной точки зрения предположение.

Метафора Второго Рождения, так же как и метафора Дерева Жизни, является одной из самых универсальных, встречаясь в мифо-логических, религиозных и мистических системах многих народов и культур. Однако она всегда принадлежала к более тайным, эзотери-ческим разделам этих систем, что и неудивительно, так как она опи-сывает более поздний этап эволюции сознания, до конца которого доходили только единицы, а метафора Дерева Жизни описывает этап, через который проходят все.

В контексте метафоры Второго Рождения становится очень легко понять эволюционную роль обособления осознания в утробе лично-сти и сужения архетипического слоя сознания (отметим в скобках, что этот процесс для каждого из нас является очень болезненным, а человечество в целом в двадцатом веке он привел на грань катастро-фы, поэтому непосредственно увидеть его эволюционную ценность не так то просто).

Как младенцу необходимо провести в утробе матери все девять месяцев, а преждевременные роды ставят под угрозу здоровье и саму жизнь новорожденного, так и осознанию необходимо провести оп-ределенный отрезок времени внутри утробы личности, а прежде-временный контакт осознания с архетипическими и трансперсо-нальными феноменами может разрушить функцию осознания и пси-хическое здоровье личности. Как сказал английский психотерапевт Лэннг, "мистики и шизофреники попадают в один океан, но мисти-ки в нем плавают, а шизофреники - тонут".

Если человек, обладающий слабым осознанием и не полностью сформированной структурой личности, каким-либо образом (напри-мер, в результате эмоциональной травмы, злоупотребления психо-деликами или неаккуратного применения сильнодействующих меди-тативных практик) проделает в стенах своей личности "дыру", то его осознание будет захлестнуто океаном архетипического и транс-персонального материала. В этой ситуации чаще всего у этого чело-века наступает дезинтеграция личности и социальная дезадаптация, а способность к осознаванию быстро угасает, то есть такой человек теряет свою роль в общем эволюционном процессе.

Сколько же времени протекает "духовная беременность"? Каковы условия ее успешного протекания? Как готовиться к родам самой "бе-ременной" личности? На два последних вопроса мы попытаемся дать ответ в следующей части статьи. Определенный ответ на первый воп-рос дать еще трудно за недостатком статистики, но более или менее грубая оценка, данная на основании анализа исторических сведений (см., например, книгу Бенна "Космическое сознание"), приводит нас к цифре 20-25 лет. То есть человек, прожив 20-25 лет после периода пубертации, реализовавшись социально, обретя необходимые навыки формы, силу и гибкость личности и зрелость осознания, приходит к возможности полной трансформации сознания и реализации своего эволюционного потенциала.

А как Второе Рождение может выглядеть в поле филогенетического процесса? Многие тысячи лет своего развития человечество в целом не замечало того факта, что функция осознания ограничена фильтрами и блоками личностной структуры, что осознание развивается внутри утробы личности (как и младенец, согласно трансперсональной психо-логии, в первые месяцы беременности не замечает стенок материаль-ной утробы, ощущая себя плывущим в бесконечном океане). Чтобы замерить границы личности, нужно было обладать либо очень силь-ным осознанием - и тогда человек попадал в категорию "мистиков", либо очень пораженной,деформированной личностной структурой- и тогда он попадал в категорию "шизофреников". И та, и другая категорня были маргинальными и подозрительными социуму, и на протя-жении всей истории со-1щум пытался взять их под контроль, а время от времени и откровенно уничтожить.

Ситуация изменилась совсем недавно. Во второй половине двад-цатого века все больше и больше людей со здоровой личностной струк-турой и хорошим уровнем социальной адаптации стали осознавать, что что-то им мешает в их развитии. Сначала эти помехи и ограничения были приписаны недостаткам личностной и социальной структуры, но достаточно быстро стало понятно, что эти ограничения присущи любой, даже самой здоровой личности. Человечество столкнулось со значительным эволюционным феноменом-осознание переросло гра-ницы личности, его заключающей, и стало достаточно зрелым, чтобы эти границы заметить. Причем этот факт справедлив для самых раз-личных социальных групп, то есть его можно считать и феноменом филогенетического процесса. Человечество достигло девятого месяца беременности. Младенец осознания занял все пространство в утробе личности и стал натыкаться на ее стенки.

Как и положено по достижению конца беременности, в тот момент, когда младенцу становится слишком тесно в материнской утробе, на-чинаются схватки. История двадцатого века, с ее периодическим чере-дованием войны и мира, очень напоминает родовые схватки в масшта-бе всего человечества. Причем сейчас мы находимся в их самом труд-ном периоде - так называемой второй перинатальной матрице (см. труды Грофа) - - фазе родов, в которой схватки уже вдут, а родовой канал еще не открыт. Вот очень точное описание состояния сознания многих людей и целых социальных групп и ближайшая эволюцион-ная перспектива всего человечества. Старые личностно-ориентиро-ванные способы внутренней и социальной организации сознания уже не работают, а новые, трансперсонально-ориентированные, еще не-ясны или недостаточно эффективны.

Равновесие тенденции к обособлению осознания и тенденции к его расширению

В конце первой части ,мы показали, что развитие осознания очень сильно зависит от баланса в первой эволюционной паре: ветвления сознания и интеграции разветвившихся состояний. Похожий закон можно сформулировать и для второй фазы эволюции: для дальней-шего развития осознания необходимо равновесие во второй эволю-ционной паре: тенденции к обособлению осознания в утробе лично-сти и тенденции к расширению осознания и трансцендированию гра-ниц личности.

Действительно, если стремление к обособлению окажется силь-нее, то есть архетипическое связующее звено станет чрезмерно зау-женным, то личность окажется почти отрезанной от творческих им-пульсов трансперсонального. Сок жизни перестанет достигать кро-ны Дерева, личность окажется сухой и бесплодной, и цветок осо-знания завянет, едва распустившись. В переводе с метафорическо-го языка это значит, что такой человек, даже обладая сильным ментальным компенсаторным механизмом и способностью к осоз-нанию мира внешних форм, с меньшей вероятностью сможет раз-вернуть осознание, направив его вглубь, так как для него этот процесс будет слишком мучительным из-за жесткости личност-ных структур.

То же самое может произойти и на социальном уровне, что показывает пример развитых стран, в которых общественные проявления архетипического слоя <оказались практически раз-рушены. В этих этносах высокая структурная эффективность со-четается с потерей смысла деятельности, экзистенциальной пус-тотой, высоким уровнем самоубийств и другими симптомами личностной деформации. При этом государственная бюрократи-ческая структура является косной, высокоинерционной, инстин-ктивно блокируя попытки социального самоосознания.

С другой стороны, недостаточное обособление личности при-водит к тому, что незрелая функция осознания находится под постоянной угрозой растворения в волнах трансперсонального, а несформированные компенсаторные механизмы оказываются не в силах интегрировать архетипический и трансперсональный мате-риал в социальную реальность.

Этнос, имеющий недостаточно обособленный персональный слой сознания, со всем присущим ему набором высокоэффективных меха-низмов структурирования и преобразования мира формы, не может достичь уровня благосостояния, необходимого для интровертного, направленного внутрь, развития осознания.

Заключение. Садовники и Акушеры: методология эволюционно-ориентированнои психотерапии.

Изложенные в этой статье модели эволюционной динамики со-знания дают жизнь естественной и эффективной методологии тера-певтической работы. Эта методология является целостной, так как охватывает все слои и аспекты сознания; гибкой, так как рассмат-ривает ситуацию клиента в контексте его личной и общесоциальной эволюции; эффективной, так как следует за естественными эволю-ционными силами, формирующими структуру сознания клиента. Подробное изложение этой методологии выходит далеко за рамки статьи, поэтому здесь мы ограничимся коротким метафорическим описанием изменения сути психотерапевтической работы на протя-жении двадцатого века.

Исходные основополагающие принципы психотерапии сфор-мировались еще в конце девятнадцатою века, то есть в конце пер-вой фазы эволюционного процесса. По своей природе это скорее принципы Садовника Дерева Жизни. Для них характерна боль-шая зависимость и пассивность клиента и большая ответствен-ность терапевта и степень контроля с его стороны, что было есте-ственным и оправданным для невысокой степени развития осоз-нания. В связи с резким ускорением эволюционного развития в двадцатом веке старые принципы необходимо дополнить новы-ми, эволюционно-ориентированными принципами Акушера Вто-рого Рождения. Для этих принципов характерны признание боль-шей ответственности и свободы клиента и творческий, равноправ-ный союз терапевта и клиента. Контроль над состоянием клиен-та сменяется поддержкой осознанно выбранного клиентом пути развития.

Меняется и мотивация начала терапевтического процесса. Вме-сто высокого уровня неадекватности в качестве сигнала для на-чала терапии выступает осознанное решение хорошо адаптиро-ванного человека обратиться за профессиональной помощью на период трансформации сознания. Можно сказать, что мы стоим на пороге возникновения новой науки - трансформационной работы, являющейся синтезом трех областей человеческого зна-ния: психотерапии, с ее ориентацией на личностное психическое здоровье; социальной работы, с ориентацией на социальную адап-тацию; и мистического и религиозного знания, с ориентацией на обретение экзистенциальной мудрости и осознание единства все-го сущего. Трансформационная работа - наука и искусство эво-люционных изменений: смены форм и (по аналогии со словом "трансперсональное" - "за-личное") выхода за пределы форм в Единое.