О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Методология интеграции.

Методология интеграции или статья о правильном действии

Я занимаюсь западными дыхательными психотехниками около шести лет. В течении нескольких лет я прошла профессиональный курс обучения в Международной Ассоциации Свободного Дыхания (МАСД), тренинг холотропного дыхания у сертифицированного Грофом специалиста Инго Ясерца, дыхательный тренинг Нейми Неф и индивидуальные сессии у нее же, я дышала у Володи Майкова и Володи Козлова, у Дена Брюле и Бо Вальстрома, на международных конференциях в России и зарубежом. Я прочитала довольно много книг о дыхании, включая те, которые до сих пор не переведены на русский язык: Леонард Орр "Rebirthing in the New Age", Gunnel Minett "Breath and Spirit", Deike Begg "Rebirhting. Freedom from your past". Сначала я дышала для самосовершенствования и в моей жизни очень многое изменилось за это время. Я стала гораздо здоровее, счастливее, энергичнее. Моя жизнь наполнилась смыслом. Со временем, убедившись в эффективности дыхательных психотехник, я стала заниматься этим профессионально, организовывать тренинги для российских и западных лидеров, вести дыхательные сессии, разбираться в механизме действия дыхания*. 
Постепенно я поняла, что для того, чтобы эффективно вести дыхательные сессии, необходимо иметь целостную картину того, как работают дыхательные техники. К сожалению, профессиональное обучение в МАСД не дало мне такой картины и мне пришлось заниматься этим самостоятельно. Для этого, я обратилась к разным источникам:

Стен Гроф в его работе "Практика холотропного дыхания" говорит о том, что трансперсональное переживание само по себе имеет основной терапетический эффект, а функция терапевта поддерживать клиента, создавая ему безопасные условия. Так, целью холотропного дыхания по Грофу является активизировать в человеке глубинное переживание**.
Джим Ленард, создатель техники вайвейшн, утверждает, что самое важное в дыхании - это интеграция. По мнению Джима пять элементов вайвейшн (связное дыхание, полное расслабление, объемное внимание, гибкость контекста и активное доверие) это то, что наиболее эффективно приводит к интеграции. 
В МАСД, в основном из-за увлечения випассаной, с некоторых пор стало принято считать самым ценным в дыхании наблюдение за ощущениями, осознание ощущений. Эмоциональному и образному пласту практически не придается никакого значения, а деятельный пласт подавляется - людей, которые на сессиях начинают двигаться, плакать или кричать, сразу же останавливают и тормозят. Основная позиция: интеграция это внутреннее дело, и человек начинает самовыражаться вовне - это, мол, он подавляет внутренние процессы. Может быть, такой подход является следствием принципа вайвейшн - полное расслабление.
Нейми Нэф, которой я организовывала дыхательные тренинги и дышала у нее, имеет прямо противоположенную позицию. Она считает, что каждая дыхательная сессия должна иметь цель и каждое переживание, даже такое, как тетания - это невыраженная эмоция, из юности, с детства или из перинатального периода и важно найти, вспомнить и выразить ее. Таким образом, целительный эффект сессии состоит в выражении подавленных эмоций. Во время сессии Нейми не просто поддерживает дышащего, как рекомендует Гроф, а как правило, усиливает его процесс, иногда кинестетически, иногда словами, иногда выясняя, что происходит прямо во время сессии и спонтанно реагируя на процесс. Именно с Нейми у меня был самый сильный дыхательный процесс, хотя до этого я дышала уже несколько лет и сама вела сессии. Именно ее стиль дыхания (можно сказать ее энергетика, ее контекст) позволили мне попасть в самую глубокую матрицу* моего сознания и получить сильнейшее переживание, которое привело к поднятию кундалини и открытию чакр. Жаль только, что полная интеграция и здесь не состоялась, вероятно потому,что у Нейми не было ясного понимания куда она ведет процесс, ее действия были просто интуивными. Поэтому когда процесс дошел до того места, где включились ее собственные паттерны, она уже не смогла вести процесс на интуиции, и просто выгнала меня как плохого ученика и организатора.

Ден Бруле, ученик Леонарда Орра, выделяет расслабление, как основную цель дыхательного процесса.У него я тоже пережила несколько приятных состояний, как-то: переживание новорожденного младенца, полное спокойствие и умиротворенность. Но никакого глобального изменения моего внутреннего мира после этих процессов не произошло. Мое расслабление было полным и приятным, но само по себе не привело меня к осознанию или интеграции чего-либо.

Таким образом, можно выделить несколько подходов к дыханию: 
1. Для исцеления достаточно трансового переживания
2. Для исцеления необходима интеграция, которая является следствием соблюдения пяти принципов вайвейшн
3. Для исцеления необходимо наблюдать за ощущениями
4. Для исцеления необходимо стимулировать самовыражение
5. Для исцеления необходимо расслабление

С одной стороны, каждый из этих подходов приносит свои результаты, и автор каждого из этих подходов исцелил не одну сотню людей. Можно, конечно, просто выбрать какой-то один принцип и практиковать его, но можно попробовать осмыслить эти принципы так, чтобы сложилась целостная картина, помогающая выбрать подход и метод в зависимости от ситуации. 
Рассмотрим имеющиеся подходы более подробно:
1. Довольно много людей получают сильные переживания от дыхательных практик. Но всегда ли они изменяются вследствие этих переживаний? Всегда ли проблемы исчезают и жизнь становиться более гармоничной? Иногда действительно достаточно сильного переживания, такого как рождение или смерть, чтобы человек изменился. Но часто бывает, что проходя через очень интенсивное переживание во время сессии, человек никак не меняется в жизни, а просто приобретает некоторый дополнительный запас энергии. Потратив его, он снова возвращается на круги своя. Как же различить эти две ситуации? От чего зависит, интегрируется этот опыт в психическую структуру и проявится в деятельности, или снова забудется?
2. Мой опыт говорит о том, что это, как правило, напрямую не связано с силой или глубиной переживания, а скорее зависит от качества внимания и различения в моменте. 
3. И способности вписать переживание в некий контекст, либо внутренний, либо заданный заранее. Если я знаю заранее, что каждый паттерн состоит из ощущения, эмоции, образов, и внешних стимуляторов, то мне гораздо легче соединить одно с другим, и получить целое, чем дойти до того же просто по отдельности наблюдая за каждой составляющей. Например - наблюдая за болью в левой груди, я начинаю ощущать чувство жалости к себе, а потом вспоминаю как меня ударили в грудь, и легко связываю это в единое переживание. После этого боль сначала усиливается, а потом трансформируется в жар и параллельно ко мне приходит осознание смысла этого удара. Если бы я смотрела только за ощущением или эмоцией, все это могло бы не соединится в одно переживание. То есть, кроме объемного внимания необходим еще и контекст или картина мира, позволяющая находить место каждому переживанию и сознательно направлять внутренний процесс. Еще один пример: Например, долгое время я считала, что СКО образуется только в моменты физической боли - именно так, говорится в Дианетике. Но меня убедили в том, что для появления СКО достаточно сильного эмоционального стресса, который может возникнуть и без воздействия на тело, например, ребенок увидел или услышал что-то, что его сильно шокировало. После того, как я изменила свое мнение, я начала различать в своих дыхательных процессах именно такие ситуации. Как меня обидела школьная учительница, поставив плохую оценку за поведение, как меня расстроила моя мама неосторожным вопросом и т.д. Таким образом, картина мира, используемая дышащим человеком, влияет на его осознание и тем самым на исцеление. Этот фактор не учитывается пока ни в одном из известных мне дыхательных подходов.
4. В тех ситуациях, где мое тело не было задействовано, мне иногда хватало гибкости контекста для интеграции СКО. Например, мне достаточно было представить, как я прихожу и отвешиваю огромную тяжелейшую пощечину этой учительнице, для того, чтобы перестать чувствовать себя обиженной на нее. Но там, где мое тело было задействовано, например, в травмах, в рождении или в состоянии, где не понятно, что происходит, просто что-то болит или тошнит, или кружится голова, - контекст у меня упорно не меняется. То есть мыслями о том, что все хорошо, голова болит на пользу, все в мире к лучшему, жизнь это только наслаждение изменить головную боль не получается. Как правило, такую СКО, можно интегрировать через спонтанное движение, звук или взаимодействие с кем-то еще. Только точно найденная форма самовыражения может привести к интеграции в данном случае. 
5. Интеграция плохо поддается описанию и структурированию, просто потому, что в ней есть что-то таинственное, непредсказуемое. Что-то, что сложно заранее запрограммировать. И именно открытость этому позволяет найти точную форму действия. Это отражает пятый принцип вайвейшн - активное доверие. 

Как же теперь сложить все эти элементы в единый подход? 
Что из этого важнее, что первично и что вторично? Как стоит вести дыхательные сессии, чтобы вероятность интеграции была максимальна?

Вчера по телевизору показывали "Коматозников". Красивый и талантливый фильм. В нем я нашла практически точно отображенный механизм интеграции. 
Сначала главный герой попадает в клиническую смерть, т.е. в ИСС, там его проблема, СКО - активируется и из подсознания попадает в сознание. Так что, он начинает переживать, чувствовать, даже физически ощущать ее. Мальчик, которого он когда-то обидел и столкнул с дерева начинает появляться снова и снова в его сознании, причем каждый раз атакуя и нанося удары, отражающиеся даже на физическом плане. Так проблема, которая игнорировалась и подавлялась раньше, постепенно попадает в осознание героя. В конце концов, он столь сильно напуган и возбужден, что начинает искать выход из этой ситуации. И находит его - совершить такое же действие, которое он совершил по отношению к погибшему мальчику, т.е. убить себя, покончить с собой. Именно это действие приводит к интеграции паттерна, Билли (умерший мальчик) прощает главного героя и из второго опыта клинической смерти он возвращается уже исцеленный. 
То же самое показано в этом фильме и на других примерах. Для другого героя необходимо было найти девочку, которую он обижал в школе и извиниться перед ней.
Для третьего досточно было осознать и перестать снимать на видео своих женщин...
Итак, внимательно смотря на процесс интеграции можно различить в нем три последовательные фазы:
1. Активация - переживание ощущений и чувств, находящихся в ядре проблемы
2. Осознание - различение этих переживаний и факторов их стимулирующих и интеграция их в контекст
3. Правильное действие, а точнее со-действие - некий совместный акт человека и Мира. Иногда, это активное действие, разрешающее проблему, иногда, это пассивное принятие чего-то, что ранее человек игнорировал или отвергал.

Объясню подробнее:
Активация - это процесс активирования, возбуждения проблемы или паттерна. Для активирования необходимо либо целенаправленное движение вглубь сознания, либо случайное совпадение внешних условий. Например, если у вас есть страх высоты, то он может активироваться при посадке в самолет, страх закрытых пространств активируется в лифте или темном купе. Чаще всего активирование сопровождается появлением определенных ощущений, эмоций и мыслей, как бы всплыванием паттерна. Например, идет дыхательный процесс, и у дышащего начинают сначала болеть виски, потом давление все усиливается, его руки сами подносятся к вискам и начинают их сжимать еще сильнее, потом его голова начинает двигаться и он попадает в процесс движения, в котором уже участвует все тело, оно двигается, борется, разные части тела напрягаются, становиться тяжело дышать, руки сдавливают горло.
Далее он чувствует сильный страх, его куда-то выталкивает и он видит яркий свет, тело расслабляется и обмекает. Все это было активированием паттерна рождения.
Потом он видит лицо своей мамы и уже сам осознает, что он только что пережил процесс рождения.
Осознание (интеграция в контекст) - это процесс различения паттерна, т.е. ощущений, эмоций, мыслей и связывания их в единую картину мира. Если осознание, как навык, развито в дышащем хорошо, то даже при слабых ощущениях сдавливания, он может осознать себя в процессе рождения. Если функция осознания развита плохо, то даже после процесса, во время которого, он валялся, вопил и кидался на других людей, человек может не заметить, что с ним что-то вообще происходило.
Правильное со-действие - это то, что завершает и закрепляет процесс интеграции. Это может быть чем-то простым, например, издать первый крик, пережив рождение или нежно прислонится к ситтеру, как к маме. У Леонарда Орра "Ребефинг в Нью-Эйдж" описывается случай, когда дышащий, а дышали они тогда в воде и без одежды, пережив своей рождение почувствовал желание прислониться к обнаженной груди своего ситтера (а ситтер была обаятельная полногрудая женщина), но рядом находилась его девушка, и внутренний голос ему говорил, что взрослый мужчина не может так поступать, он очень долго сдерживал свои желания, но в конце концов его стремление победило, он прислонился и начал сосать ее грудь. И в этот момент его пронзило осознание, он вспомнил свое рождение в деталях, как он очень хотел есть и врач сразу после родов предложил матери накормить его. Но мать после долгого процесса родов устала и очень стеснялась врачей, она не хотела кормить его на их глазах и отказалась. Он также вспомнил, как всю жизнь его привлекала женская грудь и как часто он не получал того, что хотел от женщин, потому, что чувствовал стыд за то, что он этого хочет. В данном случае, правильным со-действием было - прислониться к женской груди. Со-действие здесь в совместном взаимодействии его и ситтера. И именно оно вызвало интеграцию паттерна.
Правильное со-действие, на мой взгляд, - это то, что очень часто опускается тренерами, ведущими дыхание. Оно индивидуально, неповторимо и очень важно для закрепления полученного результата. Часто это то, что прорывается само во время сессии и терапии, и что трудно остановить. В искусстве и литературе можно встретить довольно много примеров правильного со-действия.
Отсюда становится понятным, почему широко распостранились формы соединения дыхания с разными другими практиками: дыхание глаза в глаза, взявшись за руки, в один ритм, с зеркалом, и т.д. Часто каждый ведущий имеет свой "фирменный формат". Это позволяет усиливать активацию, т.к. добавляет к дыханию дополнительные активирующие факторы. Например, при дыхании глаза в глаза взгляд партнера может активировать вполне определенное жизненное переживание. Специальный формат также расширяет возможности для правильного действия. Как-то раз у меня был парный дыхательный процесс с теточкой, которая была гораздо страше. Она начала меня чем-то сильно раздражать и я стала постепенно отодвигатся от нее в процессе. Она же придвигалась снова и снова и так мы двигались по залу, что очень удивляло ведущих. Для меня этот процесс стал очень ценным в том, чтобы найти действие, которое отражает точно мое переживание. Несмотря на то, что у окружающих тренеров это вызвало непонимание, наше взаимодействие начавшись с негативных эмоций постепенно перешло в понимание и миролюбие. И я научилась тому, что искреннее выражение своих эмоций, не всегда является плохим, а наоборот, может вызывать резонанс и помогать другим людям тоже быть искренними.

Рассмотрев подробно процесс интеграции можно сделать выводы о том, как сделать дыхательный процесс эффективным и наиболее целительным для участников.


1. Для активации прежде всего необходимо - Эффективная техника, которая будет рождать сильные переживания участвующих. Это значит, что дыхательная техника должна быть такой, чтобы хорошо активировать паттерны участников. Т.е. тренер должен владеть большим спектром техник и быть способен подбирать технику под клиента, так чтобы создавать активирующие условия именно для него. Чаще всего с новичками проблем в этом смысле не бывает. Многие вспоминают свою первую дыхательную сессию, как самую сильную. Но для тех людей, которые уже освоили некоторые дыхательные техники, часто бывает проблематично добраться до новых зон сознания с помощью освоенных подходов, это означает, что необходимо либо сменить подход, либо добавить к нему что-то новое. Например, добавление или убавление музыки может включить новые слои, также как разрешение или запрет на движение тела, или жесткий формат на позу тела. Однажды на дыхательном клубе я дала формат дыхания - дышать в один ритм, взявшись за руки, - и именно это пробудило в участниках паттерны детского взаимодействия, так что некоторые из них вспомнили свои проблемы детского общения в группе и нашли позитивное в этом.
2. Для стимулирования осознания необходим хорошо заданный и удерживаемый на протяжении всей сессии контекст. В котором во-первых большая роль отводится максимально полному осознанию всех внутренних процессов, включая ощущения, эмоции, мысли, действия и связи между ними, а во-вторых дается карта сознания, так чтобы человек мог по ходу процесса найти себя на этой карте, сориентироваться и легко найти правильное действие.
Например - типичное явление, которое происходит с начинающими -тетания, т.е. сжимание рук - может быть подано ведущим как ненужный фактор, и тогда дышащему будет очень сложно пройти эту фазу и отдаться процессу, может быть подано как конкретная проблема с руками, а может быть подано как знак, смысл которого может найти только сам дышащий. В последнем варианте он будет максимально внимателен к своим рукам и заинтересован в том, чтобы наблюдать за ними. 
Еще один пример: наркоман, который ест грибочки для кайфа, кроме внешнего изменения восприятия, как правило, ничего неполучает. Мой опыт грибных процессов говорит о том, что если подходить к ИСС из определенного контекста, например, модели сознания Грофа, то можно достигнуть интеграции и через грибной опыт. Т.е. каждое изменение восприятия будет рассматриваться не как просто кайфовое, а как некое СКО, идя по которому вглубь, можно достигнуть ядра и интеграции. Несколько раз мне удавалось это сделать.

3. Для стадии правильного действия необходимо:
Удержание широкого пространства безопасности и свободы для максимально большого спектра действий. Так, чтобы участники чувствовали себя свободно делать практически все что угодно. Например, на моих тренингах были ситуации когда дышащие посылали меня на х.. (т.е. очень далеко), вопили, ругались, ласкали друг друга, пели песни, стояли на голове..... чем больше возможный спектр - тем больше вероятностей совершить именно правильное действие.
А также, необходимо удерживать ценности совершения правильного действия для интеграции. Т.е. не сужение - как часто бывает - ваша задача только дышать и наблюдать за ощущениями в теле, не двигаясь, не издавая звуков, не предпринимая никаких действий, а наоборот - ищите то действие, которое разрешит проблему. Это не всегда необходимо произносить вслух, иногда достаточно просто осознавать ценность правильного действия, как закрепителя интеграции.
Исходя из сказанного выше, очевидно, что кроме создания безопасного пространства для дышащего, становятся важными еще - точный подбор практики, хорошо развернутый и удерживаемый контекст, стимулирующий осознание, и либеральность, позволяющая найти правильное действие в очень широком спектре. Кроме всего этого необходимо, чтобы тренер мог сам отслеживать состояние дышащих, и стимулировать каждую стадию.
А не просто заставлял людей копировать форму, или наоборот пассивно наблюдал за процессом. 
Пока, к сожалению, известные мне школы дыхания не используют подобной методологии. Таким образом, потенциал западных дыхательных психотехник далеко не исчерпан. Использование подобной методологии в различных терапевтических группах может дать большой рост эффективности тренингов. 
Исходя из приведенной выше методологии семинар, в котором используется максимально широкий спектр техник, создаваемых специально для участвующих людей, в котором задается и удерживается определенная картина мира и стимулируется творчество и свобода выбора участников будет максимально эффективным для достижения целостности. Именно такими являются трансформационные семинары Школы Игратехников: Трансзональная Адаптация, Охота за Силой, Фундамент.

P.S. Эта статья не планировалась как рекламная, а скорее создавалась из желания поделиться накопленным опытом и знаниями. Надеюсь , что профессионалы свободного дыхания найдут в ней полезное для себя. Буду очень благодарна за отзывы, комментарии и конструктивную критику. 

Литература:
С.Гроф, К.Уилбер,А.Веховски, Ч.Тарт "Практика холотропного дыхания",
Джим Ленард, Фил Лаут "Ребефинг",
Leonard Orr "Rebirthing in the New Age",
Gunnel Minett "Breath and Spirit",
Deike Begg "Rebirthing. Freedom from the past"