О нас...
-Новости
Наши проекты...
Наши семинары...
-Рейтинг учителей
-Ци-шоп
-Календарь
-Форум
-Тексты
-Cсылки
-Карта сайта

Подпишитесь на Новости Школы Игратехников
Электронная почта:
Посмотреть архив

Кен Уилбер

Преображение или поучение?

(<Что такое Просветление> вып.12. осень-зима 1997)

В своих книгах (, "Up from Eden") я всегда старался показать, что религия всегда выполняла две очень разные и очень важные функции. Одна из них состоит в том, чтобы человеческая личность обрела смысл и способ самоутверждения. Религия предлагает мифы, легенды, притчи, ритуалы, обряды, она наставляет и поучает, помогая личности самоутвердиться и терпеливо переносить удары необъяснимого и непредсказуемого бытия. И здесь религия обычно не меняет и не преображает само состояние сознания человека. Человек остается в сущности тем же самым. Религия не открывает ему возможность освободиться от отдельной маленькой личности как таковой; религия лишь утешает, укрепляет, поддерживает, защищает и совершенствует эту маленькую личность. Если эта маленькая личность принимает все легенды, обряды, молитвы и принципы, которые предлагает ей религия, то, согласно вере этой религии, эта маленькая личность будет спасена, либо обретая это как окончательное благословение уже в этой жизни, либо как гарантию блаженства после смерти.

Но существует и иная возможность, когда религия, обычно для ничтожного числа своих последователей, становится дверьми к радикальному преображению и освобождения. При этом религия уже не укрепляет маленькую личность, но сокрушает ее до основания, даруя ей не утешение, а уничтожение, не убежище, но пустоту, не гармонизацию, но взрыв, не покой, а революцию. Иначе говоря, не укрепляет, а полностью и окончательно преображает, проникая до самых глубин.

Можно описать эти две различные функции религии по разному. Например, первую функцию - самоутверждение маленькой личности, можно назвать горизонтальным движением, а вторую функцию - выход за пределы этой маленькой личности - вертикальным движением, то есть движением вверх или вглубь, в зависимости от того, какая метафора вам нравится больше. Кроме того, я называю первое - поучением, а второе - преображением. Поучение, объяснение, толкование дает маленькой личности новый способ воспринимать реальность и новые мысли об этой реальности, новое мировоззрение, вероятно, холистическое вместо атомистического, заменяющее вину состраданием, закрытость - открытостью и т.д. Затем маленькая личность учится объяснять весь мир и саму себя внутри этой новой системы координат, на том новом языке, которому ее обучили. И это новое вдохновляющее объяснение помогает, по крайней мере, - временно, смягчить и успокоить страх и тоску, изначально сидящие в сердце этой маленькой личности.

Но вторая функция религии - преображение - бросает вызов первой и грозит свести ее на нет. Если поучение дает маленькой личности новый способ думать о мире и его составляющих, то преображение переводит стрелку внимания на саму маленькую личность, делая ее объектом исследования, познания, и в конечном счете приводя к исчезновению ее как таковой. Выразим это еще одним способом: горизонтальное поучение, распространенное повсюду, общеизвестная и общепринятая функция религии дает маленькой личности самооправдание в ее цеплянии за реальный мир, ее порабощение им, примеряя ее со своим экзистенциальным состоянием несовершенства и ужаса. Маленькая личность в состоянии глубокого сна вступает в мир, спотыкается и падает, тупо взирая на кошмар сансары. Горизонтальное толкование дает ей карту этого мира, присыпанную морфием. Таково состояние общества, следующего путями горизонтального толкования и все великие пророки и великие реформаторы приходили для того, чтобы бросить вызов этому состоянию, и в конечном счете, полностью его преобразить.

Подлинное преображение - это не вопрос веры, но уничтожение самого верующего. Это не объяснение мира, но преображение его. Это не обретение утешения, но обретение бесконечности по ту сторону смерти. Преображение не согревает маленькую личность, но сжигает ее дотла.

Хотя я очевидным образом превозношу преображение над поучением, необходимо сказать, что на самом деле обе эти функции бесконечно важны и необходимы. Люди по большей части не рождаются просветленными, они рождаются в мире греха и страдания, надежды и страха, желаний и отчаяния. Они рождаются как маленькая личность, отдельная и обособленная, исполненная голода, жажды, слез и страха. На самом раннем этапе жизни человек познает различные способы объяснить свой мир, сделать его осмысленным, расставить акценты и защититься от того экзистенциального страха и смятения, которые всегда прячутся под самодовольной оболочкой маленькой личности.

Как бы сильно человек, такой как вы и я, не желал бы выйти за пределы поучения, толкования и достичь подлинного преображения горизонтальное поучение остается абсолютно необходимой и неотъемлемой функцией для почти всей нашей жизни. Те, кто не овладел адекватным объяснением и толкованием, не обрел в этом определенного мастерства и целостности, вскоре заканчивает серьезнейшим неврозом или психозом, ведь мир теряет для них свой смысл, сознание не поднимается выше границ, разделяющих маленькую личность и мир, но начинает искажать, искривлять эти границы. Получается не прорыв, а провал, не трансценденция, а болезнь.

Но на определенном этапе роста нашего сознания поучение и толкование как такое перестает утешать и успокаивать нас, каким бы безупречным и изящным оно ни было. Никакие новые концепции, идеи, мифы уже не способны сдержать экзистенциальную муку, которая прорывается из глубины на поверхность. Нам остается лишь один путь - не поиск нового мировоззрения для нашей маленькой личности, но выход за пределы и разрушение ее ветхого кокона.

Но число людей, готовых к этому пути, был, есть, и, по-видимому всегда будет, ничтожно мало. Для большинства людей религия или любое духовное учения, неизбежно становится источником утешения, новым способом горизонтального поучения, делающего невыносимый кошмар бытия до некоторой степени осмысленным и понятным. Религия всегда выполняла эту первую функцию почти для всех людей, и выполняла ее неплохо.

Поэтому мы должны однозначно принять законность и необходимость первой функции религии - горизонтального поучения и самоутверждения маленькой личности. Религия, выполняя эту функцию, давая маленькой личности право на существование, служа основанием всей системе ценностей и принципов, которые позволяют маленькой личности проложить свой путь в этом мире. Эта функция религии, утверждая маленькую личность и ее мировосприятие, каким бы временным, относительным, непреображенным и иллюзорным оно ни было, имеет тем не менее величайшую ценность и значение для всего человечества. Способность религии к горизонтальному наставлению, назиданию, утверждающему и укрепляющему маленькую личность и ее мировоззрение, всегда было тем социальным клеем, который соединял воедино и удерживал целостной любую человеческую цивилизацию.

Тот клей, который соединяет и цементирует человеческое общество, требует себе очень аккуратного, уважительного и серьезного отношения. Ведь если этот клей рассыплется, если система поучений и объяснений исчезнет, результатом этого скорее всего будет, как мы уже говорили, не прорыв, но провал, не освобождение, но:.(тут-то кассета и закончилась!!!!!!!!!!)